Большие перспективы российского MVNO

В Москве состоялась VI ежегодная Национальная конференция «Виртуальные операторы подвижной радиотелефонной связи в России – MVNO Russia 2021». Мероприятие прошло 10 июня 2021 года в гибридном формате, сочетающем очное общение и онлайн-взаимодействие. Эксперты обсудили будущее индустрии MVNO, эффективные стратегии и бизнес-модели на рынке виртуальных операторов, а также роль MVNO в различных отраслях бизнеса и возможность их интеграции в экосистемы цифровых сервисов. Конференция, организованная ТМТ Conference, «Телеспутником» и ИАА TelecomDaily, собрала более 70 делегатов на площадке и свыше 100 онлайн-участников.

Вопреки пандемии

Открывая первую часть конференции – панельную дискуссию «Современные реалии и потенциал отечественного рынка MVNO» - модератор, генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков отметил, что у российского рынка MVNO огромный потенциал как для компаний, готовых запускать собственный MVNO-проект, так и для операторов с необходимой инфраструктурой.

Говоря о влиянии пандемии Covid-19 на работу виртуальных операторов, директор проектного офиса MVNO «Ростелекома» Алексей Чернецов отметил рост потребления дата-трафика абонентами, что непосредственно влияет на экономику проектов MVNO. «Потребление данных растет, в то же время цены операторов не падают, потому что у каждого из них есть капитальные и операционные расходы. Мы наблюдаем, что абоненты стали активно использовать дополнительные услуги. Есть стандартные услуги MVNO – дата, голос, SMS, но бизнес-модель, основанная на их предоставлении, работает уже не очень хорошо, поскольку все больше абонентов говорят, что хотят те же дополнительные услуги, которые есть у «большой тройки»», - описал текущие тенденции на рынке MVNO Алексей Чернецов.

Пандемия и связанные с ней изменения в работе и досуге россиян вызвали изменения и в том, какие устройства приобретают абоненты MVNO-операторов, а также в предпочитаемых ими приложениях. Так, компания Yota зафиксировала всплеск спроса на роутеры и домашние интернет-центры. По словам директора по продажам и обслуживанию Yota Антона Назаровского, существенно снизился трафик в «транспортных» приложениях, а также в сервисах знакомств, ведь в условиях ограничений пострадала и мобильность граждан. Увеличение потребления трафика в домашних условиях потребовала от оператора оперативно увеличить пропускную способность сети на отдельных участках, к чему Yota оказалась готова и справилась с задачей в короткие сроки.

Эксперты конференции констатировали, что виртуальные операторы, работающие в России, в целом успешно справились с пандемийными вызовами, доказав устойчивость собственных бизнес-моделей. По словам руководителя направления по региональному развитию виртуальных операторов «Tele2 Россия» Владимира Куриловича, итогом 2020 года стал рост на 20% абонентской базы MVNO-сегмента. «Наблюдаем рост, который продолжается и в этом году. Предполагаем, что по итогам года покажем те же показатели увеличения абонентской базы несмотря ни на что», - сообщил Владимир Курилович.  «Tele2 Россия» продолжает развивать собственную MVNE-платформу, позволяющую в срок 6-8 месяцев запустить нового виртуального оператора. «Full-cхемы, когда компания запускает практически полностью бизнес MVNO-оператора, используя только основную инфраструктуру материнского оператора связи, подходят к концу. Почти все крупные клиенты, которые хотели подключиться, уже сделали это. В b2b-сегменте потенциал есть и рост здесь будет», - оценил текущие тенденции представитель Tele2.

Как рассказал исполнительный директор «Глонасс мобайл» Ярослав Свинцов, оператор вышел на рынок относительно недавно – лицензии на операторскую деятельность были получены на рубеже 2020 и 2021 годов. ««Глонасс мобайл» достаточно необычная компания, если рассматривать ее через призму операторской деятельности. В соответствии с нашей стратегией мы больше занимаемся ИТ-разработкой. В 2019 году, когда мы создавали компанию с планировали ее стратегию, о пандемии еще не знали, но все активности мы направляли в сторону онлайна. Мы решили, что не будем заниматься физической продажей СИМ-карт и развивать розницу. Мы строим исключительно онлайн-продукты в корпоративной среде и для конечных пользователей», - пояснил Ярослав Свинцов. К текущему моменту компания совместно с партнерами выпустила три продукта, в основе которых лежат телеком-технологии, хотя они и не предназначены для телекома.

По мнению председателя совета директоров компании Next Mobile Андрея Скопинского, с точки зрения абонентских комьюнити, на обслуживании которых часто концентрируются зарубежные MVNO, для российских операторов могут стать сообщества мигрантов. «Наблюдается дефицит трудовых рук мигрантов. Активизировались строительные компании, которые пытаются создать экосистемы, в том числе с сотовыми компаниями и операторскими продуктами, нацеленными на то, чтобы привозить в РФ мигрантов. Эта ниша может возродиться», - сообщил Андрей Скопинский.

Сам Next Mobile в своем MVNO-проекте делает ставку на максимальное покрытие в России. «В первую очередь мы решили, что это необходимо VIP-клиентам, которые готовы переплачивать за возможность иметь максимальное покрытие, суммирующее все базовые станции в России. Второе направление – m2m: устройства должны быть на связи в любых труднодоступных местах», - рассказал Андрей Скопинский.

Начальник отдела по работе с партнерами компании «Газпром космические системы» Дмитрий Марасанов остановился на возможностях, которые спутниковый оператор предлагает сотовым операторам. «Газпром космические системы» сотрудничает со всеми компаниями «большой четверки». «В России очень много мест, где нет совсем никакой связи. Здесь появляемся мы. Операторы могут использовать фемто- и пикосоты. Если нет покрытия базовой станции и сотовый сигнал невозможно усилить, связь с помощью фемто- и пикосот организуется по спутниковому каналу», - описал технологические возможности Дмитрий Марасанов. Они могут быть востребованы в том числе MVNO-операторами, создающими корпоративные сотовые сети.

Техническим партнером оператора «Газпром технические системы» является израильская компания Gilat Satellite Networks. Как отметил технический директор Gilat Данила Медведев, в России пока спутниковый бэкхолл в практике сотовых операторов пока не так распространен, как на Западе. Связано это во многом с мнением, что скорости спутникового транспорта недостаточны для передачи данных мобильными операторами. «Чаще всего подключение базовых станций через спутник происходит для сетей 2G и 3G. Бытует мнение, что спутниковые скорости не подходят для сетей LTE. На самом деле это не так. Несколько лет назад в нашей линейке оборудования были представлены модемы, которые поддерживают скорость до 220 Мбит/сек на базовую станцию. Сегодня доступны модемы со скоростью до 400 Мбит/сек, а в разработке находятся модели, которые будут поддерживать скорость больше 1Гбит/сек на базовую станцию», - рассказал Данила Медведев.

MVNO-платформы под ключ

Сессия «Эффективные стратегии и бизнес-модели на рынке MVNO» продемонстрировала высокий технологический уровень поставщиков решений для запуска виртуальных операторов и зрелость этого рынка. Как подчеркнул в своем обзоре тенденций рынка MVNO руководитель департамента беспроводных технологий J'son & Partners Сonsulting Виталий Солонин, на первый план в развитии виртуальных операторов выходит на текущем этапе эффективность бизнес-модели. Поставщики решений готовы разработать и запустить технологическую платформу для операторов с самыми инновационными бизнес-моделями за счет гибкости и масштабируемости используемых инструментов.

О перспективности российского рынка MVNO свидетельствует приход в Россию одного из ведущих в мире поставщиков решений MVNA (Mobile Virtual Network Aggregator) и MVNE (Mobile Virtual Network Enabler) Plintron. Исполнительный директор «Plintron Россия» Андрей Литвинов сослался на данные аналитической компании Grand View Research, в соответствии с которыми глобальный рынок MVNO вырастет к 2027 году до $110 млрд. «Запуск MVNO в России связан с большими начальными инвестициями, обязательствами по выкупу трафика у базового оператора и сроками выхода на рынок. Plintron как глобальная компания, развивающая этот сегмент бизнеса, намерена продвигать нашу платформу, которая позволяет выводить на рынок новые бренды MVNO-операторов за 8-12 недель. Выступая в качестве альтернативы MVNE-платформы Tele2, мы готовы взять на себя подключение СОРМ, регуляторику и другие необходимые аспекты запуска продукта», - рассказал Андрей Литвинов. Он подчеркнул, что такой формат работы позволит самому оператору фокусироваться на взаимодействии с клиентами и маркетинге.   

Вице-президент по маркетингу и развитию бизнеса НТЦ «Протей» Владимир Фрейнкман согласился с коллегами в том, что процесс запуска MVNO в России сопряжен с рядом сложностей в построении ядра сети, к которым от отнес интеграцию с СОРМ, сертификацию, регуляторику, договоренности с инфраструктурными операторами. В этих условиях особенно перспективным становится b2b-сегмент, в частности Private LTE. «У нас есть опыт работы с MVNO. Мы гордимся тем, что большая часть российских Full-MVNO построена с использованием компонентов ядра сети «Протея». Мы активно участвуем в проектах Private LTE, от опытных зон до коммерческих внедрений», - поделился Владимир Фрейнкман.

Генеральный директор IDX («Системы управления идентификацией») Светлана Белова представила решения компании для запуска в составе MVNO-оператора доверенных сервисов. IDX в сотрудничестве с Институтом точной механики и вычислительной техники разработала набор сервисов для MVNO-операторов, благодаря которым, по словам главы разработчика, виртуальные игроки могут получить конкурентные преимущества даже по сравнению с инфраструктурными операторами. Важный фактор в этой области – реализуемая регулятором политика повышения безопасности сетей операторов сотовой связи, воплощенная в действующих нормативных актах. «К текущему моменту готово оборудование ядра сети, которое согласно приказу № 275 Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций уже должно устанавливаться в ядре операторов сотовой связи, готово решение для доверенной СИМ-карты, в которой защита основана на российских криптографических алгоритмах», - пояснила Светлана Белова. По ее словам, защита реализуется на этапе инициализации, когда на СИМ-карту записываются ключи и ядро криптозащиты с российскими криптографическими алгоритмами.

Заместитель генерального директора по маркетингу и развитию бизнеса MCN Telecom Любовь Мартынова рассказала, что оператор, накопивший большой опыт предоставления услуг связи в фиксированных сетях, с 2018 года представлен и на рынке мобильной связи. «Мы начали предлагать b2b-клиентам услуги MVNO-оператора. В период пандемии смогли выйти на рынок частных клиентов, абонентская база пользователей связи составляет более 25 тыс. MVNO MCN Telecom присутствует в 26 регионах и планирует охватить все 67 регионов, где присутствует наш хост-оператор Tele2», - сообщила Любовь Мартынова. Оператор также предлагает программные решения для операторов связи на базе собственной виртуальной АТС и использованием голосового робота и чат-ботов. 

В завершении конференции эксперты согласились, что отставание России от зарубежных стран в проникновении MVNO позволит развиваться этому сегменту с темпами роста в 1,5-2 раза выше по сравнению с общемировыми. Большинство выступавших отмечали, что запускать виртуальных операторов в России продолжат банковские структуры, к которым могут добавиться финтех-компании. Игроки рынка MVNO ожидают, что круг операторов в РФ будет расширяться за счет ритейла и компаний, строящих экосистемы. Кроме того, большие возможности связаны с запуском MVNO для сообществ – этнических и мигрантских, спортивных болельщиков, индустрии красоты и здоровья. В случае присоединения к Tele2 в качестве хост-оператора остальных компаний «большой четверки» и устранения регуляторных ограничений в России могут быть реализованы бизнес-модели, уже доказавшие свою состоятельность на зрелых MNVO-рынках.

Мероприятие прошло в гибридном (онлайн/оффлайн) формате благодаря технологическому партнеру - компании CDNvideo. Организация такого уровня мероприятия потребовала от технологического партнера решения сразу нескольких масштабных задач: техническое сопровождение (режиссер трансляции, звукорежиссер, продюсер и модератор), обеспечение и поддержка онлайн-трансляции группой администраторов CDN и удаленное подключение спикеров.

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: мероприятия, MVNO