Ее разработка была инициирована поручением Чернышенко от 29 декабря 2021 года. В проекте принимали участие профильные подразделения Минцифры, а также представители региональных властей и Центр экспертизы по реализации федерального проекта «Искусственный интеллект» при Правительстве РФ. Проверку собираемых документов осуществлял Центр компетенций в лице «Сбера».
Исполнителями новой «дорожной карты» стали Центр экспертизы по реализации федерального проекта «Искусственный интеллект», «Сбер», Минцифры, Минэкономики, Минфин, РАНХиГС и руководители региональных органов власти.
Согласно плану, на регионы возлагается задача подготовить обезличенные дата-сеты по своим рабочим данным. В дальнейшем эта информация будет применяться для обучения ИИ-систем, список которых будет сформирован позднее. Отбор наилучших ИИ-проектов в этой сфере возложен на регионы.
Срок выполнения проекта – конец 2022 года. Бюджет проекта пока не утвержден, при этом некоторые участники рынка, как сообщает “Ъ”, называют проект «сырым» и «закрытым» для других технологических участников российского рынка, кроме «Сбера».
«Дорожная карта» предписывает всем регионам подготовить к октябрю свои дата-сеты - наборы данных с полноценной разметкой. Они позволят нейронным сетям считать сохраненную информацию в полном объеме, а полученные данные использовать для обучения региональных ИИ-систем по разным отраслям экономики. После внедрения региональные власти получат доступ к новым ИИ-инструментам анализа и управления.
Разработка и региональное внедрение подобного рода ИИ-систем должна сопровождаться развитием вычислительных ресурсов в регионах. Ожидается, что это поможет сформировать механизмы, которые будут стимулировать развитие региональных научно-производственных консорциумов для тестирования ИИ и внедрения ИИ-решений.
По косвенным данным можно сделать вывод, что проверка готовности собранных региональных дата-сетов запланирована на октябрь и ноябрь. К декабрю регионы должны завершить отбор лучших региональных и федеральных проектов в сфере ИИ; собранные дата-сеты станут основой для информационного наполнения их мощностей.
Очевидно, что для выполнения мероприятий, прописанных в «дорожной карте», потребуются дополнительные финансовые средства. Без них наврядли удастся придать «импульс развитию вектора цифровизации на уровне субъектов». Для этого к указанному сроку должны быть проведены консультации с исполнителями, «в том числе в части расходов».
Однако в аппарате вице-премьера пока никак не были обозначены даже границы планируемых инвестиций по внедрению положений «дорожной карты».
Оценка качества выполнения региональными органов власти мероприятий, представленных в «дорожной карте», будет осуществляться по методике контроля цифровой трансформации регионов по внедрению решений ИИ. Разработку этой методики должны завершить к марту этго года в Минэкономики и Минфине.
Фактическое внедрение ИИ-решений регионами уже началась. По данным “Ъ”, первые такие решения уже стали внедрять в 2020 году шесть регионов России. В 2021 году их число выросло до девяти. В то же время, согласно Конституции России, в стране насчитывается в общей сложности 85 равноправных субъектов, поэтому нынешняя степень охвата ИИ-решениями пока смотрится скромно.
По имеющимся данным, число закупок местными властями технологий ИИ выросло, по итогам за 2021 год, на 277%, затраты на их реализацию - на 46%.
В то же время Сергей Наквасин, руководитель Центра экспертизы по реализации проекта «Искусственный интеллект», считает, что цифровизация в РФ, в том числе в части ИИ, продвигается стихийно. Одной из причин отставания он называет отсутствие методической и кадровой поддержки. Это заставляет регионы действовать «на ощупь». Новая «дорожная карта» должна изменить сложившуюся ситуацию.
По оценкам экспертов, приоритетом при выборе проектов к внедрению в регионах должны стать ИИ-системы, способные повышать эффективность в решении прикладных задач. Среди критериев оценки называют скорость получения практических результатов в отраслевых проектах, их качество и объективность.
Среди возможных проблем для полномасштабной реализации положений «дорожной карты» называют отсутствие в ней упоминаний других технологичных игроков, кроме «Сбера». Нет также информации о выделении вычислительных мощностей для опробации готовящихся решений по внедрению ИИ.