«Яндекс» занялся поисковым образованием

Компания «Яндекс» открывает «Школу анализа данных» – вечерние двухгодичные курсы, которые будут вести преподаватели отечественных и зарубежных университетов. Главная цель школы – подготовка специалистов в области обработки и анализа данных и извлечения информации из сети Интернет. Для компании это уже не первая инициатива в области образовательных и научных программ, необходимость в которых становится все более очевидной: динамично развивающийся Рунет требует большого количества квалифицированных специалистов, обеспечить которое традиционная система образования пока не может.

«Яндекс» является сейчас одной из крупнейших российских интернет-компаний и владеет одноименным поисковым сервисом и рядом других активов, в частности, системой контекстной рекламы «Яндекс. Директ». «Анализ данных сегодня - достаточно широкая область науки», - говорится в официальном заявлении компании по поводу открытия школы. – «Сюда включается автоматическое индексирование и поиск информации, а также такие методы работы со сложными данными, как агрегирование, автоматическая классификация, извлечение информативных факторов, теория принятия решений и другие модели и методы, называемые обычно интеллектуальными. Курсы «Яндекса» адресованы студентам старших курсов и молодым специалистам с достаточной математической подготовкой». «Научная школа анализа данных появилась в России в 60-70 годах, и именно благодаря этому Россия сегодня – одна из немногих стран, где есть свои «домашние» поисковые технологии», - добавляет генеральный директор компании «Яндекс» Аркадий Волож, - «Все «старшее» поколение разработчиков «Яндекса» выросло в этой культуре. Мы хотим возродить среду, которая поможет расти новым талантам».

Директором школы стал профессор Ратгерского университета Илья Мучник. Преподавателями в Школе Яндекса станут известные в области анализа данных и смежных дисциплин ученые. Программу первого семестра составят курсы к.ф-м.н. М.А.Бабенко, к.ф-м.н. Е.И.Буниной, профессора А.М.Райгородского, профессора А.Я.Червоненкиса, академика РАН А.Н. Ширяева и профессора Е.В. Щепина.

Дата начала занятий в школе – 25 сентября 2007 года. Занятия будут проходить в здании Московского центра непрерывного математического образования. Начиная со второго семестра студентам, успешно сдавшим экзамены по курсам первого семестра школы, будет выплачиваться стипендия. Во время обучения или по его окончании студенты получат возможность пройти стажировку в «Яндексе». Конкурсный отбор студентов в школу проводится с 25 июля по 20 сентября 2007 года. По результатам собеседования в школу планируется набрать 80 студентов.

Каждую неделю в «Школе Яндекса» будет проводиться три лекционных вечера. В течение семестра будут читаться несколько курсов. Каждый студент должен прослушать хотя бы три из них (два обязательных плюс один по выбору). После каждых двух лекций каждого курса студент будет получать домашнее задание. Дополнительно каждый курс семестра будет сопровождаться студенческим проектом (большим домашним заданием). Часть домашних заданий и проектов будет требовать работы на компьютере. Успешное выполнение заданий будет основным критерием оценки работы студента

Для «Яндекса» это не первая инициатива в сфере образования: компания поддерживает олимпиады по математике, программированию и лингвистике среди школьников и студентов. В 2007 году «Яндекс» намерен планомерно развивать отдельную программу поддержки олимпиад по всей России. До этого компания занималась поддержкой также и отечественной научной школы, учредив в 2004 году стипендии для индивидуальных исследователей и коллективов, которые специализируются в области автоматической обработки веб-данных. В 2006 году компания объявила конкурс среди преподавателей и аспирантов вузов «Класс-2006», в ходе которого разыгрывался один миллион рублей за лучший учебный курс по информационному поиску.

Очевидно, что активно развивающийся российский интернет-рынок требует вливания новых и новых специалистов, разбирающихся в современных технологиях. Однако, многими участниками рынка подчеркивается, что поиск таких специалистов по сей день является большой проблемой: если в части разработок и программирования вузы страны готовят квалифицированные кадры, то другие виды деятельности, например – маркетинг и реклама в Интернете – остаются за пределами учебных программ.

Ситуация меняется, но очень медленно. Например, Московский государственный университет управления в новом учебном году открывает курс «Менеджмент в сфере интернет-технологий», его также поддерживать будет ассоциация «Интернет и бизнес» (АИБ). Обучение на факультете включит годовой курс (вечерняя форма обучения), летние семинары и мастер-классы «китов» рынка», и будет состоять из 4 блоков: основы менеджмента и инновации, управление проектами, продвижение и статистика, основы веб-дизайна, электронная коммерция. Занятия для слушателей будут платными и обойдутся им в 120 тыс. рублей. К слову сказать, привлечение в качестве преподавателей отдельных курсов видных интернет-деятелей практикуется учебными заведениями как альтернатива вакууму академических программ. Например, руководитель службы блогов Livejournal холдинга SUP, владеющей правами на русскоязычную часть «Живого журнала», Антон Носик читает среди студентов факультета журналистики МГУ спецкурс, посвященный, в частности, анализу новых тенденций в развитии интернет-СМИ.

Подробности

Один из крупнейших российских поисковых порталов – «Яндекс» (yandex.ru) начал работу в 1997 году, одноименная компания была зарегистрирована в 2000 году. На данный момент «Яндекс» предлагает пользователям Интернет все ключевые массовые сервисы: поиск в Интернете, каталог сайтов, платежную систему, новости, карты и энциклопедии, электронную почту и систему фильтрации спама «Спамооборона», бесплатный хостинг «Народ», каталог товарных предложений магазинов «Маркет» и многое другое. К началу 2006 года ежедневная аудитория «Яедекса» достигала 5 млн человек. Компания вышла на самоокупаемость в ноябре 2002 года, в 2003 году ею были выплачены первые в истории российского Интернета дивиденды, неаудированная выручка компании по результатам 2006 года привесила $72 млн.

Рубрики: Интернет, Кадры, Web