Создатели Liveinternet.ru запустили новый счетчик

У сервиса Liveinternet.ru появился «сводный брат», ресурс Liveindex.ru, целиком посвященный статистике посещаемости сайтов Рунета. Метод сбора информации Liveindex.ru отличается от методов популярных рейтингов типа «Rambler’s Top100» и «Рейтинг@Mail.ru»: данные поступают не с размещаемых на сайтах-участниках рейтинга счетчиков, а через toolbar, надстройку к интернет-браузеру, устанавливаемую пользователями на своих компьютерах. На Западе уже давно и успешно работает аналогичный ресурс, alexa.com. Пока репрезентативность Liveindex.ru вызывает ряд нареканий, однако, в перспективе по оценкам экспертов рынка сервис станет эффективным инструментом оценки российского веба.

У Liveinternet.ru и недавно запущенного Liveindex.ru один владелец - Герман Клименко. Liveinternet.ru объединяет, по собственным данным, более 815 тыс. онлайн-дневников (блогов), а также размещает сервисы интернет-статистики и электронной почты. Модель Liveindex.ru повторяет модель популярного американского сервиса alexa.com, принадлежащего компании Alexa Internet, основанной в 1996 году и публикующего информацию о посещаемости сайтов. Статистика alexa.com формируется на основе информации от пользователей, которые установили программу учета посещений интернет-страниц Alexa Toolbar. В 1999 году Alexa была приобретена корпорацией Amazon за $250 млн.

Как сообщает основатель Liveindex.ru, цель этого проекта – создать дополнительный инструмент анализа сайтов Рунета. У обычных сервисов статистики есть ограничения: они считают количество посещений только тех сайтов, где установлены счетчики. Liveindex.ru учитывает все сайты, посещенные пользователями. Как и alexa.com, Liveindex.ru анализирует интернет-ресурсы с помощью специальной программной панели (toolbar), которую может скачать и установить на компьютер любой пользователь. На данный момент зарегистрировано порядка 20 тыс. скачиваний этой программы.

Предполагается, что в совокупности статистическая информация Liveindex.ru и Liveinternet.ru позволит оценивать посещаемость сайтов Рунета более точно, в том числе за счет анализа поведения аудитории. Эти данные могут представлять интерес для рекламных агентств, рекламодателей, аналитиков инвестиционных компаний: в перспективе они могут предоставляться создателями проектов за соответствующую плату. Отметим, что помимо Liveinternet.ru данные о посещаемости ресурсов Рунета на базе счетчиков собирают сервисы Spylog, «Rambler’s Top100» и «Рейтинг@Mail.ru». Однако, технологии Liveindex.ru для Рунета являются уникальными.

Пока тематический круг оцениваемых Liveindex.ru ресурсов невелик: сейчас в рейтинге представлены такие группы как СМИ, банки, компьютеры, новостные агрегаторы, баннерные системы, почта, недвижимость. В рейтинг можно попасть только по усмотрению администрации ресурса. Пока пользователем Liveindex.ru можно стать только по приглашению, которые с момента запуска проекта активно распространялись среди участников Liveinternet.ru. Характер привлеченной на данном этапе аудитории сказался на репрезентативности рейтинга, и его объективность даже вызвала скепсис у некоторых экспертов.

Например, на данный момент в сводном рейтинге посещаемости всех сайтов Рунета на 1-м месте оказался Liveinternet.ru, а крупнейшие поисковые сервисы –Mail.ru, Yandex.ru и Rambler.ru только на 3-м, 4-м и 5-м местах соответственно, что, конечно, мало соответствует реальной действительности. Интересная картина сложилась и в категории СМИ: здесь на 1-м месте сайт газеты «Комсомольская правда», тогда как, например, такой крупный портал как RBC.ru находится только на 20-й строчке. Однако, с расширением аудитории Liveindex.ru ситуация должна измениться.

Измерение Рунета, как посещаемости ресурсов, так и качественных показателей аудитории и поведения пользователей, сейчас в фокусе внимания многих компаний. Эта информация нужна как игрокам веб-рынка для оценки и развития собственного бизнеса (например, заметную работу ведет аналитическая служба компании «Яндекс»), так и рекламодателям, инвесторам. Ряд крупных аналитических агентств в последнее время активизировали свою работу в этом направлении: здесь стоит отметить TNS Gallup Web Index и исследования «Ромир Мониторинг». Что касается Liveindex.ru, то по единодушному мнению участников рынка, несмотря на методологические недостатки, он внесет в этот процесс свою лепту.

Как отметила главный редактор «Яндекса» Елена Колмановская, «рейтинги интересны, когда они отражают реальное положение дел в отрасли. Чтобы статистика была достоверной, важны два условия: величина выборки и репрезентативность. Этим условиям, например, удовлетворяет счетчик LiveInternet.ru: он стоит на сотнях тысячах самых разных сайтов. В отличие от LiveInternet, LiveIndex.ru использует для сбора данных не счетчик, а бар-плагин для браузера, которые пользователи могут себе установить. Сайт alexa.com существует давно, и поэтому все «грабли» данного метода хорошо известны». По ее словам, как правило, никакое приложение, которое не стоит на компьютере по умолчанию, пользователи не скачивают массово: то есть трудно обеспечить большую выборку. Устанавливает бар особый тип людей – технологически продвинутые любители пробовать новинки, то есть выборка заведомо не репрезентирует всех пользователей Интернета. Кроме того, бар выпущен конкретным сайтом и устанавливают его в основном лояльные пользователи. То есть, если аудитория сайта имеет смещение по сравнению со всей аудиторией Интернета, то выборка опять же будет не репрезентативной. «Все это приводит к разнообразным артефактом, вот, например, совсем недавний международный анекдот – по данным Alexa.com в один прекрасный день Youtube.com оказался более посещаемым, чем Google.com», - рассказала она.

«Попытка скрестить эти два метода (счетчики показывают статистику по сайтам, бары -по отдельным пользователям и, в частности, являются источником данных по сайтам, не поставившим себе счетчик) интересна. Сложность заключается в методике, которая сведет данные LiveInternet.ru и LiveIndex.ru, то есть как-то сможет учесть заведомое смещение данных, полученных через бар. Возможность ее разработки не очевидна. Поскольку сейчас TSN Gallup Media проводит панельные измерения российской аудитории Интернета, то будет, по чему проверять полученные результаты», - заключила Елена Колмановская.

«По сути Liveindex.ru - это новое предложение LiveInternet.ru, то есть успешно действующего проекта. Сайт Liveindex.ru имеет понятную и удобную навигацию, но выбор рейтингов достаточно узок, учитывается не достаточно много интернет-ресурсов. О репрезентативности можно говорить двояко: с одной стороны, пользователям предлагается установить toolbar LiveInternet, который будет собирать данные о посещаемых ресурсах, тогда рейтинг зависит от состава и активности аудитории самого Liveindex.ru; с другой стороны - рейтинг отражает реальную ситуацию. На ресурсе также можно отметить наличие сервисов, свойственных проектам Web 2.0, в частности, блоги, возможность оставлять сообщения в категориях и облако тегов, хотя на данный момент оно еще только начинает формироваться. В целом при дальнейшем расширении проект обещает быть полезным», - также отметила PR-менеджер компании SPBnet Наталья Карсакова. «Совокупная статистика Liveindex.ru и Liveinternet.ru предоставляет широкий круг возможностей для анализа. Поэтому задумка является очень интересной», - согласился руководитель Portal Design Group Андрей Добрый.

Рубрики: Интернет, Маркетинг, Web

Ключевые слова: веб-дизайн, веб-сайт, LG