На стадии взлета. EnterMedia «отдалась» инвесторам

Вчера, 22 мая 2008 года, стал известно, что один из самых известных технологических старт-апов в России – компания EnterMedia, специализирующаяся на внутриигровой рекламе, - получит инвестиции сразу от двух фондов: люксембургского Mangrove Capital Partners и российского ABRT. Новые партнеры «подхватили» компанию на стадии взлета – она недавно объявила о том, что запустила финальную версию своей базовой платформы по управлению рекламой, и получила первый серьезный пул рекламодателей.

Mangrove Capital Partners – один из ведущих европейских венчурных фондов, инвестирующий в компании на ранней стадии развития. Фонд стал известен благодаря суперуспешным инвестициям в Skype. Приоритетное направление деятельности – инвестирование в перспективные новые интернет-проекты. Среди них помимо Skype.com - Securewave.com, Dialcom Networks (dialcom.com), Nimbuzz.com, Properazzi.com, Piczo.com. В свою очередь, венчурный фонд ABRT, базирующийся в Москве, инвестирует в ИТ-компании как на ранней стадии, так и на стадии роста. Компания ABRT была учреждена Ратмиром Тимашевым и Андреем Бароновым, основателями Aelita Software, которая была продана в марте 2004 года за $115 млн американской корпорации Quest Software. Продажа Aelita Software на настоящий момент является одной из крупнейших сделок российского софтверного рынка. Напомним, что после этого у партнеров был еще один проект – компания Amust Software, которая, в частности, в свое время инвестировала в минскую «СофтИнформ» (см. новость spbIT.ru от 26 апреля 2006 г.).

Вчера, 22 мая 2008 года, Mangrove Capital Partners и ABRT объявили об инвестировании в компанию EnterMedia. Напомним, что EnterMedia является практически первым крупным игроком в России, специализацией которого стало размещение рекламы в компьютерных играх (In-Game Advertising, см., например, новость от 8 октября 2007 г.). Компания была основана в 2005 году и сейчас активно развивает сотрудничество с разработчиками и издателями игр. Однако, несмотря на присутствие на рынке более 2 лет, EnterMedia только недавно анонсировала финальную версию своего основного продукта по управлению внутриигровой рекламой – платформы EgoSet.

Первая версия EgoSet была представлена в 2006 году. Эта технология позволяет интегрировать рекламу в различных форматах – от простых баннеров до сложных органичных интеграций в визуальный игровой мир. Для решения задач медиакампаний обеспечиваются сервисы обновления рекламных материалов (в отличие от традиционного стационарного продакт-плейсмента в играх), отслеживаются данные о фактах показа рекламы, регулируются продолжительность показа, региональная выборка, частота и сроки показа рекламы. Первыми рекламодателями, которых смогла увидеть российская аудитория, стали компании Adobe Systems и бренд широкополосного Интернета Domolink (оператор «ЦентрТелеком»).

Финальная версии EgoSet, которая позволяет управлять динамическими и статистическими баннерами, позволила компании активизироваться на рынке. Сейчас в ее пуле рекламодателей такие бренды, как «МегаФон», Nokia, МБМ-Банк, Intel и др. (самые крупные рекламные кампании у EnterMedia собрали около $1 млн). При этом стоимость 1 тыс. контактов у EnterMedia составляет от $5 до $30 (показатель для обычного Интернета – около $2). По словам представителей компании, рейтинг CTR (соотношение кликов к показам баннеров) у рекламы EnterMedia составляет 11 % (напомним, что для обычного Интернета хороший показатель – 05-1 %, а 2 – 5 % считаются уже очень высоким). Сейчас среди партнеров EnterMedia из числа игровых издателей можно назвать такие компании, как «1С», «Бука», «Новый диск», «Акелла», «Руссобит», а кроме того, паблишеры так называемых казуальных игр – Alawar, «IT-Территория».

Поддержка разработанной в EnterMedia технологии динамического размещения рекламы в играх и стала целью инвестирования Mangrove Capital Partners и ABRT – партнеры считают, что Egoset в перспективе на несколько лет позволит игроку занять лидирующую позицию на российском рынке внутриигровой рекламы. Причем это первый инвестиционный проект фондов в данной области. Позавчера, 21 мая 2008 года, в офисе компании EnterMedia состоялось первое совещание совета директоров, определившее дальнейшее развитие компании. На встрече были представлены первые 10 реализованных рекламных кампаний на базе технологии размещения рекламы в играх EgoSet и определены дальнейшие шаги ее продвижения.

По информации на текущий момент, количество уникальных пользователей, ежемесячно скачивающих игры с технологией от EnterMedia, составляет 350 тыc. человек. В Mangrove Capital Partners уверены в успешности своего нового проекта. «Мы убеждены, что EnterMedia является идеальным сочетанием сильной управленческой команды и отличной технологии, которая дает рекламодателям уникальные преимущества работы с целевой аудиторией через игровые медиа. Наблюдая быстрый рост объемов игрового рынка, мы приняли решение об инвестициях в компанию EnterMedia. У нее есть все, чтобы стать ведущим оператором внутриигровой рекламы для компаний-разработчиков игр и рекламодателей», - сообщил представитель компании Mangrove Capital Partners Дэвид Вароквир.

По мнению экспертов, рынок внутриигровой рекламы в России невелик, однако стремительно разрастается, что позволяет предполагать перспективность направления. «Речь идет о достаточно небольшом рынке, объем которого не превышает 3 млн. долларов, причем значительную часть рекламы продают издатели и производители игр, так что о большом числе сделок в нем речь пока не идет. Однако рынок рекламы в играх показывает высокую динамику – 60-70 % в год. Этот сегмент отличается высоким CTR и привлекательной стоимостью контакта, так что можно ожидать сохранения растущего тренда. EnterMedia привлекла инвесторов не только за счет высокой динамики рынка, но и благодаря наличию у компании качественных технологий, которые буду способствовать сохранению ее рыночной доли. Объект для вложений выбран интересный, скорее всего, инвестиции покажут высокую доходность», - комментирует аналитик УК «Финам Менеджмент» Анна Зайцева.

Отметим, что развитие зарубежного рынка размещения рекламы в компьютерных играх гораздо внушительнее. По данным исследовательской группы PwC к 2011 году мировой рынок видеоигр достигнет размера $48,9 млрд при темпах прироста 9,1 % в течение пяти лет. По данным же фирмы Parks Associates, опубликованным летом 2007 года, расходы на рекламу в видеоиграх в течение последующих 5 лет увеличатся на 33 % и превысят к 2012 году показатель в $2 млрд. Кроме того, на Западе освоением этого рынка занимаются крупные компании, такие как Microsoft, Google. В России из крупных веб-игроков размещением рекламы в онлайн-играх занимается лишь «Яндекс» в рамках своего сервиса «Яндекс.Игрушки». Специализированное же агентство – EnterMedia – всего одно.

В настоящее время интерес к In-Game Advertising проявляют и другие российские игроки, например, недавно появившаяся компания NIV-ru (ООО «Цева»), агентства ADMedia, ADVir, mDigital. Кроме того, разработчики сами иногда продают рекламу в играх (например, в свое время Buka Entertainment разместила рекламу ряда клубов и собственных продуктов в игре «Петька и Василий Иванович - III», у «1С» создан специализированный отдел по размещению рекламы в программных продуктах и компьютерных играх, специальное подразделение есть и в Alawar Entertainment).

Возвращаясь к инвестиционному вложению Mangrove Capital Partners и ABRT в EnterMedia, следует отметить, что сумма сделки не разглашается. Известно, однако, что в один старт-ап фонды инвестируют приблизительно от $200 тыс. до $2-5 млн. Такие средства необходимы для запуска первых продуктов и организации продаж и маркетинга. Напомним, что сотрудничество Mangrove и ABRT длится не первый год. Объединенный капитал, находящийся в настоящее время под управлением альянса ABRT и Mangrove, превышает $300 млн. С 2007 года фонды проводят регулярное мероприятие по открытию перспективных начинающих бизнес-компаний из России – «Дни Старт-апов».

Напомним, что в 2006 году венчурные фонды Mangrove и ABRT соинвестировали в Quintura, визуальную поисковую систему нового поколения (см. новость от 6 июля 2007 г.). Тогда привлеченные средства были вложены в разработку и запуск поисковика, разработку партнерской программы для веб-паблишеров по поиску по сайту, и в индексацию или создание своей базы поисковых результатов в Интернете. Что касается дальнейших планов инвесторов на отечественном рынке, то Mangrove намерена проинвестировать еще в 4 – 5 компаний до конца 2009 года, и сейчас на стадии подписания находятся два контракта.

Можно говорить, что недоверие западных венчурных фондов в отношении российских перспективных проектов в последнее время меняется на заинтересованность. В качестве доказательства можно также привести пример инвестирования в размере $200 тыс. эстонской инвестиционной группой Ambient Sound Investments, также имеющей отношение к Skype Technologies – организаторы ASI являются ее основателями. В феврале 2008 года ASI вложила $200 тыс. в российскую разработку – онлайн-сервис для управления складским комплексом «МойСклад» (Moysklad.ru) компании LogneX (см. новость от 26 февраля 2008 г.). В рамках соглашения инвестор приобрел 30 % акций проекта. Для ASI «МойСклад» стал первым примером инвестирования в российский ИТ-бизнес.

Как отмечает генеральный директор компании LogneX Аскар Рахимбердиев, сотрудничество с западными венчурными фондами представляет интерес для российских технологических компаний: «Во-первых, западные инвесторы имеют опыт работы в ИТ-отрасли и понимают ее специфику. Они имеют возможность способствовать продвижению компаний из своего портфеля на международные рынки. Кроме того, по моему опыту, западные фонды намного больше российских готовы принять риски инвестирования на ранней стадии развития старт-ап-компаний, в то время как российские инвесторы более ориентированы на вложения в расширение уже работающего бизнеса». Однако, по его словам, с точки зрения эффективности инвестиций технологические компании в России определенно не находятся на первом месте, по сравнению, например, с прибыльностью в строительстве, торговле, и т.д. «Поэтому, на мой взгляд, в сфере ИТ не наблюдается избытка инвестиций в компании на ранней стадии развития, что не оставляет другой альтернативы для отечественных технологических компаний, чем поиск инвестиций среди западных фондов», - резюмирует Аскар Рахимбердиев.

Рубрики: Интернет, Маркетинг, ПО, Финансы