Московский дилер Apple собрался. Освоить регионы

Молодая московская компания MacZone, официальный бизнес-партнер компании Apple Inc. в России, в ближайшее время начинает розничную экспансию. Уже в июле 2008 года компания откроет свой первый магазин в Петербурге, на очереди – города Приволжья и других российских округов. В планы компании входит к началу 2009 года довести свою розничную сеть до 10-14 магазинов и занять около 25 % рынка по продаже компьютеров Apple в России.

Компания MacZone была основана в конце 2005 года, в декабре 2006 года получила статус дилера Apple в России. Компания предлагает компьютеры Macintosh, плееры iPod, аксессуары к ним, популярные гаджеты, мониторы Apple, LaCie, Eizo, сканеры и принтеры Epson, OKI, Xerox и еще несколько сотен наименований товаров. Акционерами компании являются частные лица. В настоящий момент в компании работает около 50 человек, к концу 2008 года эта цифра, согласно планам, вырастет как минимум вдвое.

По итогам I квартала 2008 года MacZone является лидером по продажам техники Apple в России среди несетевых реселлеров, о чем было объявлено на прошедшей 26-27 апреля конференции iPro Team Conference 2008, проводимой компанией iPro (ранее департамент профессиональных решений Apple IMC). Напомним, что российское представительство Apple Inc. - Apple IMC Russia - было образовано в 1991 году в Москве. Вначале офис занимался продвижением профессиональной техники Apple для высокотехнологичных производств. Несколько лет назад компания занялась продвижением ноутбуков, домашних компьютеров и цифровых плееров Apple. В 2001 году Apple IMC Russia разработала и приступила к реализации программы по продвижению на территории России и стран бывшего СНГ продукции Apple под названием «Думать по-русски». Программа по развитию розничных продаж в России запущена Apple IMC в 2005 году. В рамках общей концепции музыкальные плееры iPod распространяются через сети мобильной связи и сети потребительской электроники, а компьютеры и ноутбуки Mac – через центры Apple и региональных дилеров.

Розничным подразделением MacZone является сеть розничных магазинов Z-Store, в которых представлен весь ассортимент компьютеров Apple Macintosh, плееров iPod и несколько сотен видов аксессуаров к этим устройствам. В январе 2008 года MacZone объявила о получении статуса партнера первого уровня - Value Added Reseller (VAR), обладающего экспертизой для поставки решений Apple как для профессионального аудио/видео, так и в области графических систем. Сеть магазинов Z-Store при этом приобрела статус Master Reseller. Сейчас в сети три магазина: «Z-Store на Пречистенке» и «Z-Store на Петровке», работающие с 10.00 до 22.00, «Z-Store на Тверской», работающий с 11.00 до 21.00, все они открыты ежедневно. К открытию в июне готовится «Z-Store Барвиха», в июле - «Z-Store Белорусская».

«При формировании ассортимента магазина (а он у нас может отличаться от точки к точке) мы основываемся не только на рациональных факторах (уровень прибыли на том или ином товаре, потенциальный спрос, существование товаров-субститутов, ассортимент конкурирующих магазинов вокруг), но и на эмоциональных (красивый ли товар, стали бы мы лично его использовать и т.п.). Продукция Apple представляет собой некую «золотую середину» в этой «вилке», поэтому мы остановились на ней. Люди, начинавшие MacZone, - «мак-пользователи» со стажем, это тоже наложило свой отпечаток. Стандарты обустройства магазинов MacZone достаточно строгие, прописанные в требованиях к розничным точкам, претендующим на получение статуса Apple Premium Reseller. Наши магазины создаются с расчетом на получение этого статуса, так что можно сказать, что стандарты  внешнего вида магазинов нам задает Apple. Стандарты обслуживания просты: любой посетитель магазина, вне зависимости от того, совершил он покупку или нет, должен узнать ответы на все свои вопросы, связанные с тем или иным использованием компьютерной техники, получить от наших сотрудников готовое ИТ-решение для своей задачи», - рассказывает директор по коммерции компании MacZone Петр Семенов. Сервисная поддержка купленной в MacZone техники осуществляется во всех сервисных центрах Apple в России и других странах.

На ближайшие месяцы MacZone выйдет за пределы столицы. В июле 2008 года компания открывает первый магазин в Петербурге, на Невском проспекте. Таким образом, к середине лета 2008 года у MacZone будет действовать уже 6 магазинов (пять в Москве и один в Северной столице). «Усредненная стоимость открытия одного магазина - несколько сотен тысяч долларов. Источники инвестирования в нашем случае - собственные средства акционеров и банковские кредиты», - говорит Петр Семенов. По его убеждению, отточив некоторые моменты логистики и сервиса в Петербурге, в обозримом будущем компания сможет открыть магазины Z-Store и в большинстве других регионов страны. Приоритетные города региональной программы пока что не раскрываются, однако известно, что компанию интересует Приволжье. К началу 2009 года MacZone планирует довести сеть до 10-14 магазинов и занять около 25 % рынка по продаже компьютеров Apple в России. Курировать региональные проекты будет директор по продажам MacZone Гагик Хачатрян, он же в первое время будет возглавлять «Z-Store на Невском».

Помимо сети магазинов Z-Store в состав MacZone входят подразделение корпоративных продаж и интернет-магазин Store.MacZone. Магазин открылся летом 2006 года, его продукция доставляется бесплатно в пределах МКАД. «Доля продаж через этот канал невысока, через него уходят преимущественно недорогие решения и продукты. Также у нас много интернет-покупателей из регинов», - сообщает Петр Семенов. В ближайшее время компания планирует также начать оказывать услуги в «мак-области» - сервис и обучение.

Петр Семенов отмечает, что, для того чтобы выдерживать конкуренцию, сотрудники MacZone много сил, времени и денег вкладывают в рекламу, маркетинг и логистику. По его словам, конкуренты у MacZone есть в каждом из сегментов. Это, соответственно, розничные сети в рознице (Re:Store, «Белый Ветер»), «классические» дилеры на корпоративном рынке (NBZ, MacCentre, Deep Apple), многочисленные интернет-магазины. Отметим, что названные компании тоже проявляют очевидный интерес к завоеванию российского рынка за пределами Москвы. Так, Deep Apple имеет офисы в Петербурге и Махачкале, MacCentre присутствует в Петербурге, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге, в сети Re:Store – 19 городов (например, об открытии Re:Store в Самаре см. новость nn.ict-online.ru от 22 ноября 2006 г.), последним в это число вошел Красноярск, где Re:Store открылся в конце апреля 2008 года в ТЦ «Планета».

Рубрики: Рынок ПК, Маркетинг, Торговые сети