Новую CRM. Предложил Adapt малому и среднему бизнесу

В 2008 году на российский рынок вышла новая CRM-система. Ее разработчиком является московская компания Adapt, известная в первую очередь в области интернет-решений. Adapt-CRM уже прошла испытания в самой компании Adapt и у одного из ее партнеров, также она внедрена у нескольких заказчиков, имена которых пока не озвучиваются. Новинка адресована предприятиям малого и среднего бизнеса. Другие ИТ-игроки отмечают, что в этом сегменте, возможно, решение будет успешным, хотя и не сможет стать высокодоходным и конкурентоспособным по сравнению с известными западными CRM-продуктами.

Московская компания ООО «АДАПТ» начала свою деятельность 2004 году. Первоначально компания освоила направления, связанные с созданием и продвижением интернет-сайтов. Сейчас Adapt является одним из ведущих разработчиков интернет-решений в области электронного бизнеса и продвигает, например, такую разработку в области управления контентом веб-сайтов, как CMS A-Box. Другими услугами компании по разработке веб-сайтов являются разработка дизайн-макетов, поддержка и развитие веб-сайтов, продвижение веб-сайтов в поисковых системах. В 2006 году, после прихода в компанию нового технического директора Павла Пляцевого в Adapt появилось направление, занимающиеся разработкой систем автоматизации бизнес-процессов, которое он и возглавил. Первым проектом нового отдела стало создание системы управления предприятием в компании, занимающейся оптовой торговлей. Проект был сдан в эксплуатацию в 2007 году. Данное подразделение компании Adapt получило название Adapt Soft.

В настоящее время разработчик выводит на рынок свой новый продукт - Adapt-CRM. «СRМ-система - это лишь маленькая разработка на нашем ядре, которая призвана при пробном использовании показать потенциальным покупателям наши возможности и эффективность тех решений, которые мы внедряем, и в конечном  итоге помочь убедить клиентов заказать у нас разработку систем по автоматизации бизнеса, куда уже может входить СRМ-система. Ядро системы писала группа разработчиков в течение года на основе продуктов компании Microsoft и семейства Delphi. Оно и по сей день модифицируется и улучшается, добавляются новые функции. Эти обновления наши клиенты получают бесплатно», - рассказывает директор по развитию Adapt Денис Косарим.

Меню Adapt-CRM представляет собой набор элементов управления (представленных как в текстовом, так и в графическом виде), которые позволяют получить доступ к основным модулям системы и основным ее функциям. Стандартная версия программы состоит из шести модулей. В модуле «Клиенты» хранятся основные сведения о компаниях, с которыми осуществляется (или планируется) взаимодействие. В этом разделе можно зафиксировать контактную информацию, платежные реквизиты и структуру компании, указать способ взаимодействия с компанией (например, клиент или поставщик). Кроме того, можно отслеживать взаимосвязи по контрагенту и хранить полную историю взаимоотношений с ним. Здесь же выполняется сегментация компаний. Частью модуля «Клиенты» является модуль «Производители». Отдельным пунктом данный модуль представлен в программе по причине отличия бизнес-задач производителей от клиентов. В разделе «Менеджеры» хранится подробная информация о сотрудниках компании, их контактная информация, комментарии руководства и сотрудников, информация о задачах, в которых принимает участие сотрудник, о регионах, за которые он отвечает, распорядок дня и история по всей деятельности менеджеров в компании. Раздел «Задачи» предназначен для распределения заданий между сотрудниками и контроля их выполнения. Этот инструмент позволяет синхронизировать работу различных подразделений компании и получить прозрачную картину деятельности каждого сотрудника. Автоматическая генерация задач на основании бизнес-процесса обеспечивает минимизацию влияния человеческого фактора и формирует эффективные регламенты работы для всех подразделений компании. В разделе «Документы» хранится вся информация о распечатанных документах менеджера, с присвоением им порядкового номера. Информация в данном разделе служит для контроля документооборота в клиентской базе и наиболее часто посылаемых документах на печать в программе. Наконец, в модуле «Справочники» реализованы функции фильтрации и анализа работы сотрудников и изменений в клиентской базе. Пользователь может получить любую информацию по всем клиентам, задачам, производителям и всем показателям, вводимым в систему с функцией временного отслеживания изменений в них.

Результатом работы в системе Adapt-CRM является набор отчетов и документов. В число автоматически создаваемых стандартных отчетов входят «Отчет по выполненным задачам за период», «Отчет по заведенным задачам за период», «Отчет по просроченным задачам за период» и «Отчет по новым клиентам за период». Все стандартные формы могут быть изменены согласно требованиям предприятия-пользователя.

Система Adapt-CRM построена по технологии «Тонкий клиент», что позволяет сохранить скорость работы при большом количестве пользователей, одновременно работающих в системе. Для удаленной работы достаточно подключения к сети Интернет через EDGE. Система не привязана к количеству пользовательских лицензий: для того чтобы новый сотрудник приступил к работе в системе, ему достаточно установить клиентскую версию программы, наделить правами в системе и выдать логин и пароль. Интерфейс системы выполнен в стиле продуктов компании Microsoft.

Внедрение системы на предприятии заказчика производится на проектной основе рабочей группой специалистов компании Adapt Soft и состоит из трех этапов. В ходе пилотного проекта заказчику предоставляется полнофункциональная версия системы Adapt-CRM сроком на один календарный месяц (либо на несколько больший срок) не более чем на 50 рабочих мест. По окончании данного этапа заказчик принимает решение о целесообразности коммерческого использования системы, и в случае отрицательного решения разработчиком проводится полная ее деинсталляция. На этапе коммерческого проекта заказчик приобретает бессрочные серверную и клиентские (без ограничения количаства рабочих мест) лицензии. При необходимости сотрудники Adapt Soft осуществляют интеграцию системы с существующими системами заказчика и дополнительные функциональные доработки Adapt-CRM. Техническая поддержка включает в себя информационно-консультационные услуги не более 20 часов за 1 календарный месяц, внесение изменений в систему, которые являются незначительными и не затрагивают общую схему функционирования системы, а также выезд специалистов Adapt Soft в офис заказчика по его требованию для оказания информационно-консультационных услуг не более 2 раз за месяц.

«Наша система предназначена для решения специфических задач малого и среднего бизнеса. По сравнению с решениями, которые представлены на нашем рынке, мы выделяем следующие преимущества Adapt-CRM. Во-первых, это скорость. Система построена по технологии «Тонкий клиент» - вся бизнес-логика программируется на сервере. Во-вторых, предлагаемая нами бизнес-модель не завязана на числе пользователей в компании. В стоимость включена серверная и клиентская версия на неограниченное количество рабочих мест. Серверное ПО ставится на существующий у заказчика сервер. Покупкой и установкой ОС сервера занимается заказчик. В-третьих, это совместимость: наша CRM-система легко интегрируется с уже существующими корпоративными системами заказчика. А самым основным преимуществом Adapt-CRM, пожалуй, является баланс функциональности и цены», - рассказывает Денис Косарим.

Во втором квартале 2008 года Adapt-CRM прошла необходимые испытания. «Прежде всего, мы сами используем систему в нашей работе, кроме того, мы установили ее нашему партнеру для активного тестирования. Также она внедрена и работает в нескольких компаниях, названия которых пока не раскрываются, - там CRM является лишь частью всей системы», - поясняет г-н Косарим.

Помимо системы автоматизации взаимоотношений с клиентом Adapt-CRM в число разработок Adapt Soft входит система автоматизации складского учета «Adapt Склад» и автоматизированная система управления продажами «Adapt Торговля». Эти продукты уже запущены в нескольких крупных компаниях, названия которых также не озвучиваются.

Оценки других игроков российского CRM-рынка по поводу перспективности продвижения новых отечественных CRM-систем и Adapt-CRM в частности несколько расходятся.

«По описанию оценить систему практически невозможно, так как за маркетинговым текстом может скрываться как типовое CRM-решение, которых на рынке десятки, так и что-то более интересное. Можно только догадываться, какая судьба ждет это решение. Видимо, «мировое господство» Adapt не интересует, и, скорее всего, Adapt-CRM будет идти дополнением к основным услугам компании Adapt. Хотя, по нашим оценкам, лучшим инструментом продвижения для Adapt было бы не создание собственного CRM, а интеграция с «раскрученными» CRM-системами, которые служили бы локомотивом для данной компании. Я не думаю, что сейчас можно заработать много денег, предлагая на рынок еще одно CRM-решение, не имеющее явных конкурентных преимуществ. Но даже если бы они и были, конкурировать с такими монстрами, как Microsoft, Oracle, SAP - удел очень сильных и обеспеченных компаний. Только маркетинговые бюджеты любого из перечисленных вендоров в разы больше оборота любого российского CRM-разработчика», - комментирует коммерческий директор компании «Норбит» Владимир Вертоградов.

Директор по консалтингу Sputnik Labs Алексей Масливец сообщает, что, на первый взгляд, Adapt-CRM вполне конкурентоспособна в своем сегменте и имеет шансы завоевать рынок. Он поясняет, что, по его наблюдениям, существующие на российском рынке зарубежные продукты в основном ориентированы на крупных корпоративных клиентов: именно в крупных компаниях больше внимания уделяют стратегическому управлению развитием, именно такие компании больше заинтересованы быть лидерами на рынке не только сейчас, но и через 5, и через 10 лет, поэтому они стремятся развиваться стратегически, используя опыт роста зарубежных компаний. А этот опыт говорит о необходимости формирования и развития CRM-стратегии компаний. Выбор промышленных CRM-систем в данном случае – объективно обусловленная необходимость.

«Развитие интереса к крупным CRM-продуктам в нашей стране началось около 8 лет назад. Отмечу, что наша компания принимала весомое участие в развитии этого рынка. Вследствие этого на данный момент рынок CRM-систем для крупных компаний уже достаточно развит и переходит в более стабильное состояние постоянного интереса компаний к CRM-системам. То есть прошло то время, когда CRM-системы были чем-то диковинным на крупных предприятиях, сейчас это обычная необходимая вещь. В то же время рынок среднего и малого бизнеса только начинает свое развитие. Средние и малые компании уже начинают понимать необходимость CRM-систем, но пока еще не готовы платить за это. Система Adapt-CRM может стать хорошим вариантом для компаний данного сегмента при условии правильной работы заявленной функциональности и соблюдении ценовой политики. На российском рынке давно назрела необходимость недорогого отечественного CRM-решения. Вероятнее всего, если система не будет развиваться, то компаниям, установившим эту систему, хватит существующей функциональности на несколько лет для поддержания собственного роста. В дальнейшем необходимо будет или переходить на более серьезную систему, или, при условии развития Adapt-CRM, реализовывать новые CRM-проекты. Я считаю, что в сегменте малого и среднего рынков CRM-систем через два года будет достаточно жесткая конкуренция, и конкурировать будут, скорее всего, в основном наши, российские разработки. В основном - это не менее 50 %. Насколько я знаю, сейчас стартует несколько новых российских CRM-систем подобного уровня, некоторые уже готовы к внедрению, некоторые заканчивают стадию разработки. Вскоре начнутся жестокие битвы и на этом фронте», - считает Алексей Масливец.

Рубрики: Интеграция, Маркетинг, ПО, Финансы