Как превратить идеи в бизнес

2-3 июля в Экспоцентре проходил IV ежегодный конгресс национального бизнеса. Устроители форума, на который собрались представители научного сообщества и бизнеса, исполнительной и законодательной власти, руководители инновационных компаний и ассоциаций, – Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» и Всероссийская политическая партия «Единая Россия». В центре внимания пленарного заседания была Стратегия 2020, или стратегия четырёх «И» – институтов, инфраструктуры, инноваций, инвестиций, а также роль в её осуществлении бизнеса и власти. В двухдневной программе конгресса были круглые столы, отраслевые рабочие группы, заседание «Столыпинского клуба», выставка «Пора предпринимать», ярмарка деловых контактов, презентации.
Одна из острейших проблем перехода к инновационной экономике – как превратить идеи в бизнес – была предметом обсуждения за круглым столом в первый день работы Конгресса.  

Открывший дискуссию Андрей Кокошин, президент Российской ассоциации инновационного развития, подчеркнул, что одной из важнейших задач является реализация технологических достижений, которые есть и появляются в государственных НИИ и КБ. Правда, коммерциализация новейших разработок осложнена в силу разных обстоятельств, в том числе проблем в законодательстве. Задача государственной политики, подчеркнул Кокошин, – выделить  несколько приоритетных направлений, в которых Россия конкурентоспособна, и  сосредоточить на них усилия, для того чтобы занять достойное место на мировом рынке  и действительно стать инновационной страной. Сейчас же доля российской наукоёмкой продукции на мировых рынках составляет всего 0,3% от общего объема высокотехнологичных товаров.

Среднегодовые темпы роста экономики составляют 8%, а по  «инновационному сценарию» прогнозируются на уровне 6%, что само по себе странно, считает  председатель подкомитета по технологическому развитию Комитета Государственной думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Илья Пономарев.   По его мнению, после реорганизации правительство, похоже, дистанцировалось от инновационных процессов. Ни у вице-премьеров, ни у министров сейчас нет функций, связанных с инновационным развитием. Между тем потребность в создании единого координационного центра давно назрела.   

Пока государство поддерживает инновации преимущественно путем создания и финансирования госкорпораций, но этого явно недостаточно. Необходимо формировать спрос на инновационные продукты и технологии, отметил Илья Пономарев, а также готовить специалистов, которые будут работать в сфере коммерциализации инноваций, законодательно оформить специальный налоговый режим для инновационных компаний. Правда, этот процесс  тормозится Минфином.

Не менее важно также заполнить правовые пустоты, создав условия для развития венчурных инвестиций. В России объем высоко рисковых инвестиций, в 1000 меньше, чем в США, где  ежегодные вложения в новейшие идеи и разработки составляют 23 млрд. долл., сказал председатель правления Национального содружества бизнес-ангелов Александр Каширин.  

О проблеме внедрения в производство достижений в области нанотехнологий говорил в своем выступлении генеральный директор концерна «Наноиндустрия» Михаил Ананян.  Уже существующие нанотехнологии могут быть использованы более чем в 30 направлениях, в том числе в утилизации отходов, в металлургии, авиастроении, энергетике, сельском хозяйстве, медицине, в производстве упаковочных материалов. Однако российский бизнес не заинтересован вкладывать средства в имеющиеся в стране научные разработки – в отличие от зарубежного. Более того, государственные средства направляются подчас не в отечественные разработки, а в те, что созданы в других странах.

В настоящее время основным конкурентным преимуществом в мире считается время внедрения инноваций, отметил руководитель подкомитета Торгово-промышленной палаты по поддержке инновационного предпринимательства Виктор Малай. Японская «Тошиба»», например, каждые две недели осуществляет новый инновационный проект. А где находится Россия? На 58 месте в мире по конкурентоспособности. Без координации инновационного развития в едином центре, по мнению Малая, прорыва в конкурентоспособности российской экономике не достичь.

На самом деле в нашей стране есть предпосылки для перехода на инновационный путь развития. Есть и блестящие учёные, разработчики новейших идей, есть и те, кто может их поддержать, есть и представители власти, заинтересованные в «российском инновационном прорыве», но все они разобщены. Поэтому закономерно, что в резолюции участников круглого стола, в частности,  отмечалась необходимость стимулирования крупного и среднего бизнеса к инвестированию в малые инновационные компании ранних стадий на основе создания корпоративных  технологических бизнес-инкубаторов, отраслевых центров трансфера технологий, совместных фондов «посевного» инвестирования и т.д. По мнению участников дискуссии, необходимы согласованные действия, направленные на формирование прозрачного устойчивого, коммерчески привлекательного инновационного рынка.

Опубликовал: Игорь Плотников (info@ict-online.ru)

Рубрики: Маркетинг, Кадры, Регулирование, Финансы