Страховщики взялись за ИТ

Игроки на рынке страхования активизируются в области ИТ. Так, на прошлой неделе было анонсировано два крупных интеграционных проекта, которые запустили страховая компания «Ростра», сделавшая выбор в пользу решения на базе Oracle, и Столичная страховая группа, которая отдала предпочтение SAP. Основными причинами для более пристального внимания к вопросу ИТ у страховых компаний являются усиливающаяся конкуренция на рынке, который сейчас также отличается большим количеством процессов слияния и поглощения игроков, а также их региональное развитие.

Проект по внедрению ERP-системы в СК «Ростра» ведется на базе решения «КИАС: Страхование». Оно было разработано специалистами компании «Лаборатория Страхования» на платформе СУБД Oracle. «Необходимость внедрения такого корпоративного ИТ-решения в СК «Ростра» обусловлена расширением территориального присутствия компании в регионах РФ и высокой динамикой роста операций по страховой деятельности, связанной, в том числе, со вступлением компании в 2008 году в РСА», - прокомментировала заместитель генерального директора СК «Ростра» по экономике и финансам Ирина Чувилина. По словам представителей компании, ключевыми факторами при выборе системы автоматизации стали соответствие ее функциональных возможностей потребностям СК «Ростра». Также выбор в пользу данной ERP-системы был сделан за счет наличия ряда профильных интеграционных проектов на базе системы «КИАС: Страхование». Так, продуктами «Лаборатории Страхования» пользуются такие страховые компании, как «Цюрих. Розничное страхование», страховая группа «РАСО» и компания «Орбита».

Напомним, что ООО «Страховая компания «Ростра» основана в 2000 году. Компания оказывает услуги юридическим и физическим лицам на всей территории РФ. Компания «Ростра» осуществляет 19 видов страхования, представляя более 60 страховых продуктов. Региональная сеть СК «Ростра» на 1 июля 2008 года насчитывает 20 филиалов и представительств в таких городах, как Краснодар, Самара, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Сочи и другие. Услугами СК «Ростра» пользуются крупные производственные, строительные, транспортные и финансовые организации, предприятия топливно-энергетического комплекса. Среди клиентов компании - ЗАО «Нижнесергинский металлургический завод», ЗАО «Уралвторчермет», ЗАО «Лизингстроймаш», ООО «Бизнесцентр «Алмазный», ЛК «Дело», «Рослизинг» и другие. Оплаченный уставный капитал компании составляет 1 млрд рублей. В 2007 году сбор страховых премий компании составил свыше 1,9 млрд рублей.

Как отмечают в компании-заказчике, работы будут осуществляться специалистами «Ростра» совместно с сотрудниками «Лаборатории Страхования». Проект стартовал в начале июля 2008 года. В ходе внедрения системы проектная группа создаст единое информационное пространство для «Ростра», на базе которого будут выстроены все бизнес-процессы компании. Это, в свою очередь, позволит ввести и поддерживать единые стандарты качества обслуживания клиентов во всех подразделениях компании вне зависимости от их территориального расположения. Кроме того, использование корпоративной онлайновой системы сможет обеспечить существенное повышение оперативности и качества принимаемых управленческих решений, достоверность необходимых для этого данных, а также сокращение транзакционных издержек. В процессе внедрения «КИАС: Страхование» будет интегрирована с системой «1С: Бухгалтерия 8». Как говорят в компании «Ростра», проектные работы будут продолжаться в течение 9 месяцев, в результате чего будет осуществлен переход СК «Ростра» на формирование отчетности на базе системы «КИАС: Страхование».

Основным конкурентом отраслевого решения Oracle, по мнению специалистов рынка, является SAP for Insurance на платформе SAP ERP, поскольку решения SAP для страхования применяются в большинстве международных страховых компаний и некоторые из них уже пришли в Россию.

Так, этим решением воспользовалась Столичная страховая группа (ССГ). На днях компания начала проект «SAP ERP - единая финансовая система группы». Напомним, что Столичная страховая группа была создана в 2007 году. Акционерами компании являются московское правительство и «Банк Москвы». Основой холдинга стала «Московская страховая компания», которая на сегодняшний день имеет 55 филиалов и свыше 120 агентств более чем в 170 городах России. Кроме нее, в группу входят компании «МСК-Лайф», «ВостСибМедЖАСО», «Стандарт-Резерв», а также «Солидарность для жизни» («Совита»), «Прямое страхование» и «Москва Ре».

Система SAP ERP в Столичной страховой группе будет обеспечивать поддержку основных бухгалтерских процессов компании. Специалисты проведут интеграцию решения с системами страхового учета компаний группы. Как говорят в ССГ, SAP ERP позволит повысить качественный уровень финансового учета и обеспечит менеджмент оперативной информацией, необходимой для принятия бизнес-решений. Единая финансовая система послужит основой для реализации процессов формирования консолидированной отчетности и бюджетирования на уровне группы.

Решение SAP for Insurance представляет собой портфель приложений и сервисов, которые специально адаптированы под стандарты и задачи страховой отрасли. Реализация проекта продлится три года, планируется, что инвестиции в него составят €3 млн.

Как утверждают заказчики, ССГ стала первым в России страховщиком, принявшим решение о внедрении SAP ERP, однако, напомним, что компания «Национальная страховая группа» в феврале 2007 года реализовала проект на базе отраслевого решения SAP for Insurance. Ранее эта страховая компания использовала для автоматизации программные продукты от «1С», «Парус», а также системы собственной разработки. Для разработки стратегии развития бизнеса компании «Национальная страховая группа» была приглашена аудиторско-консалтинговая группа Energy Consulting, и она также участвовала в проекте в качестве консультанта по внедрению и системного интегратора. По завершении проектных работ, запланированных на конец 2008 года, система объединит 150 пользователей более чем в 30 филиалах группы.

По мнению аналитиков инвестиционного холдинга «Финам», конкуренция между Oracle и SAP присутствует, но она не носит непримиримого характера. Точнее, так сложились дела в России, где высокие темпы роста рынка позволяют компаниям меньше внимания обращать на конкуренцию. Обе компании имеют круг интеграторов, с которыми они работают. Если говорить о российских решениях, то они конкурируют с мировыми лидерами в плане частных решений (решение частных задач), что касается «тяжелых» проектов, то здесь у отечественных игроков небольшая доля. Кроме того, локальные игроки более активны при работе с малым и средним бизнесом, в то время как Oracle и SAP борются, прежде всего, за крупных заказчиков.

Среди других проектов на рынке страхования отметим приобретение компанией «Росгосстрах», входящей в одноименную группу, дополнительных рабочих мест системы электронного документооборота «Дело». В настоящее время в компании используются 60 рабочих мест системы. Приобретенные в мае 30 дополнительных лицензий системы готовятся к внедрению и вводу в эксплуатацию. Кроме того, холдинговой компанией «Росгосстрах» была приобретена еще одна разработка компании ЭОС - система автоматизации учета документов архивного фонда «Архивное дело» (см. новость раздела ИТ от см. новость от 18 июня 2008 г.).

Напомним, что компания «Электронные Офисные Системы» сотрудничает с холдинговой компанией «Росгосстрах» с 2000 года. Но это не единственная компания страховой отрасли, с которой сотрудничает ЭОС. В настоящее время разработки ЭОС используются в ООО «Страховая компания «Сургутнефтегаз», Российском союзе автостраховщиков, Росстрахнадзоре, а также в Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», Московском городском фонде обязательного медицинского страхования (МГФОМС) и территориальных фондах обязательного медицинского страхования (ТФОМС) во всех субъектах РФ. Из других недавних проектов на этом рынке можно выделить следующие: компания Syntellect («Синтеллект») и страховая компания «Прогресс-Гарант», входящая в страховую группу «Прогресс», в мае этого года начали работу над проектом «Автоматизация процесса урегулирования автоубытков» (см. новость раздела ИТ от 19 мая 2008 г.).

Эксперты отмечают, что в течение нескольких последних лет российские страховые компании не так активно практиковали внедрение систем автоматизации бизнес-процессов, в то время как этот рынок активно развивался. Теперь ситуация меняется, в частности, это происходит за счет расширения филиальных сетей, которое наблюдается в том числе и в «Ростре» с ССГ. Таким образом, страховщики приходят к необходимости составления консолидированной отчетности, и все более актуальной становится задача обеспечения необходимого технологического уровня, чтобы компании смогли адекватно реагировать на изменения рынка, обладая достаточной устойчивостью, прозрачностью (для привлечения российских и западных инвесторов) и операционной доступностью.

Данную точку зрения разделяют и специалисты «Финам»: «В последние годы, когда конкуренция на рынке начала расти, активизировались консолидационные процессы (приход крупных западных игроков), страховые компании все более активно внедряют современные ИТ-решения. Это служит фактором повышения эффективности их бизнеса. Конечно, здесь свою роль играет и политика вендоров, например SAP целенаправленно продвигает свои услуги для страховых компаний, обращая внимание, что ее клиентами являются более 300 страховых компаний мира, включая 7 из 10 крупнейших страховых компаний Европы».

Рубрики: Интеграция, ПО