«Сетевой Кот» заменит веб-студии

Как отмечают эксперты, сегодня рынок систем управления сайтами (CMS) еще находится на стадии формирования, и места для выхода новых игроков и систем еще достаточно в силу того, что даже присутствующие компании не являются конкурентами, а скорее участвуют в формировании данного направления. Так, компания АИСТ, производитель систем управления сайтами и веб-разработчик, собирается вывести на рынок четвертую версию своего флагманского решения NetCat, а также запустить новую линейку продуктов, ориентированную на конечного пользователя, с помощью решений которой заказчики смогут сами, без помощи веб-студий, создавать и эксплуатировать свои сайты.

Компания АИСТ, производитель системы NetCat, существует с 1999 года. Изначально компания занималась веб-разработкой, и созданная система управления сайтами (CMS) NetCat в первое время была внутренним инструментом, облегчавшим работу по созданию веб-проектов. К 2002 году разработчики выпустили в продажу первую «коробочную» версию – документированную редакцию для пользования заказчиками. Название системы образовалось в результате слияния слов «сеть» (Net) и «каталог» (Cat) – NetCat («Сетевой Кот»). Эти слова были использованы потому, что именно интернет-каталогами были первые сайты, разрабатывавшиеся с помощью этой системы в 1999 году. Принципы, заложенные в основу системы, оказались достаточно удачными, в силу чего решение получило спрос у веб-разработчиков без особых маркетинговых кампаний. Отметим, что в 2004 году издание WebInform.ru назвало NetCat одной из самых продаваемых коммерческих CMS в России. На сегодня компания АИСТ ведет работу в двух направлениях - это производство системы NetCat и веб-разработки. Как производитель NetCat компания входит в топ-2 отечественных производителей CMS, как веб-разработчик – в топ-20 российских веб-студий (по данным рейтинга Tagline-2008).

Как рассказали в компании, с 2002 года уже вышло 3 версии системы, 4-я же готовится к выпуску. Об особенностях комплектации решения рассказал директор компании АИСТ Дмитрий Васильев: «На сегодня существует выбор из шести редакций системы. Базовая редакция NetCat Standard содержит все возможности управления содержимым сайта, поддерживает создание множества сайтов на одной копии системы, любое количество разделов, страниц и макетов оформления. Эта редакция является наиболее удобным решением для контент-ориентированных сайтов, таких как корпоративные представительства, промосайты и онлайн-СМИ. Другие редакции системы расширяют базовый функционал дополнительными модулями. Например, редакция SEO содержит инструменты для упрощения поискового продвижения сайта, редакция Corporate – функционал для создания «продвинутых» корпоративных представительств (с рассылками информации по партнерам, с корпоративным блогом, организацией «закрытых» разделов для партнеров и сотрудников компании). Другая комплектация решения, Community, ориентирована на создание сайтов-сообществ, в нее включены как традиционные функции типа классического форума, так и инструментарий веб 2.0 – облако тегов, блоги и сообщества, рейтинги, голосования и пр. Редакция E-commerce позволяет создать полнофункциональный интернет-магазин с обменом данными с «1С-Бухгалтерия», гибкой системой управления скидками, возможностями работы с разными типами товаров, цен, валют, доставок и так далее. А Extra представляет собой полную сборку всех имеющихся модулей. В настоящий момент над развитием системы работает целая группа разработчиков под руководством системного архитектора». Отметим, что ценовой диапазон решений колеблется от 5,88 тыс. рублей за Standard до 32,2 тыс. рублей за редакцию Extra. Как считают в компании, данные цены адекватны и являются вполне конкурентными на рынке.

Примечательно, что компания готовит новую линейку продуктов для конечных пользователей. В течение 2008 года специалисты АИСТ работают над новым для рынка продуктом – профессиональной системой управления сайтами «Корпоративный сайт» на базе NetCat. Об актуальности данного направления рассказал г-н Васильев: «Сейчас все серьезные CMS так или иначе предполагают участие профессиональных программистов в создании сайта. Мы же готовим комплект готовых решений – фактически готовых сайтов на основе нашей системы, «развернуть из коробки» которые сможет любой пользователь. То есть, купив продукт, клиент запускает мастер создания сайта, выбирает нужные функции, разделы, применяет оформление (либо готовое, либо собственное) и получает корпоративный сайт с новостями, вакансиями, рассылкой прайса партнерам, корпоративным блогом и так далее». «Корпоративный сайт» является первым вариантом готового решения, с которого АИСТ начнет работать в направлении продуктов для конечных пользователей. Впоследствии будут выпущены версии «Малый бизнес» и «Персональный сайт», а к концу года к ним добавятся еще несколько «Готовых решений».

Спрос на коммерческие системы управления сайтами определяется размером бюджета на создание сайта. Соответственно, наибольший уровень продаж компании приходится на наиболее развитые в экономическом отношении регионы. 25 % партнеров сосредоточены в Москве и Петербурге, и 75 % – во всех остальных регионах. Основную часть дохода АИСТ получает из двух столиц. «По нашим оценкам, если мировой кризис не устроит у нас в стране подобие 1998 года, то через год-полтора объем продаж АИСТ в регионах вырастет очень существенно. Там сейчас очень активно развивается рынок услуг широкополосного доступа, а чем больше народа выйдет в сеть, тем больший спрос будет на профессиональные инструменты для веб-разработки», - заметил Дмитрий Васильев.

Отметим, что около 70 % всего объема продаж решений разработчика приходится на партнеров, 30 % составляют конечные продажи через интернет-магазины и менеджеров компании. Партнерскую сеть АИСТ начал развивать с 2003 года. Сегодня компания имеет около 650 компаний-партнеров в регионах РФ, среди которых есть веб-студии, индивидуальные веб-разработчики и хостинг-провайдеры. Сейчас специалисты АИСТ собираются реорганизовать работу по привлечению партнеров в силу того, что рынок систем управления сайтами изменился. Основной задачей компании в данном направлении на следующий год является удвоение количества партнеров, и в связи с этим сотрудники АИСТ готовят соответствующие мероприятия.

В стратегических планах компании намечено также проникновение NetCat и на рынки дальнего зарубежья, подробнее об этом рассказал г-н Васильев: «Этот вопрос мы постоянно держим в голове, но тут есть ряд нюансов. Дело в том, что рынка систем управления сайтами в том виде, в котором он есть у нас, на Западе практически нет. Там широко распространены бесплатные системы, поддерживаемые сообществами разработчиков, которым клиенты платят большие деньги за внедрение этих систем. Поэтому, чтобы выйти на западный рынок, нужно не просто «растолкать конкурентов» - нужно создать целый сегмент на устоявшемся рынке. Это очень дорогая задача, но тем не менее наша система вполне проникает и через границы – мы работаем и со студиями ближнего зарубежья, и с рядом европейских студий. Кроме того, наши партнеры, работающие на западных заказчиков, часто используют NetCat в своих проектах. Система изначально имеет двуязычный интерфейс (русский и английский), кроме того, пользователем самостоятельно может быть добавлен любой другой язык. Так что технических проблем тут нет».

Сейчас в портфолио компании зарегистрировано более 8 тыс. внедрений системы. Из них 7 тыс. приходится на доменную зону .ru, а остальное количество - на другие зоны. В целом, как рассказывают в компании АИСТ, массовое внедрение систем управления сайтами началось примерно в 2003 году. Например, большое количество внедрений системы NetCat приходится на уже существующие сайты. Когда-то написанные самодельные скрипты доставляют массу неудобств, и пользователи сайтов переходят на современные решения, которые позволяют развивать проекты без наложения технических ограничений. «Основные ожидания пользователей заключаются в простоте и удобстве эксплуатации сайта. В NetCat для добавления статей или новостей не нужно входить в «админку» – авторизованный пользователь может сделать это в стандартном дизайне сайта. Просто на странице появятся кнопки «добавить», «редактировать», «удалить». В среднем наши специалисты затрачивают около часа на то, чтобы научить заказчика управлению сайтом на NetCat. Другим требованием к системам является безопасность работы, причем безопасность как внешняя, так и внутренняя. К внешним опасностям относятся, например, взломы. В этом направлении мы проводим аудит системы на соответствие требованиям безопасности, выпускаем обновления. А внутренняя безопасность заключается в защищенности системы от собственных сотрудников. Заказчики сайтов часто даже такие операции, как добавление новости или вакансии, поручают программистам или студии - разработчику сайта во избежание грубых ошибок. В NetCat эта проблема решена однозначно: система разделения прав дает возможность ограничить права пользователя, и сотрудники не смогут нанести непредумышленный вред порталу», - прокомментировал Дмитрий Васильев.

Говоря о маркетинговых инициативах, напомним, что до начала 2008 года компания практически не предпринимала активных мер по продвижению продуктов. Основные продажи NetCat до сих пор приходились на партнеров, веб-студии, которые приобретали систему для своих заказчиков. Однако в следующем году АИСТ в своих маркетинговых мероприятиях, таких как реклама в профильных изданиях, семинары и других, будет больше обращаться к конечным заказчиками для повышения узнаваемости бренда у самих потребителей, а не только у разработчиков.

Что касается конкуренции, то, как говорят в компании, примерно 70 % существующего рынка CMS приходится на NetCat и «1С-Битрикс» (см. новость раздела Web от 15 октября 2008 г.). Остальные 30 % делят между собой почти десяток систем «второго эшелона». Однако рынок еще очень далек от насыщения. То есть развитие CMS происходит не за счет отбирания клиентов и партнеров друг у друга, а, в первую очередь, за счет привлечения новых, еще никем «не освоенных» клиентов. О перспективах на рынке CMS рассуждает Дмитрий Васильев: «Такая ситуация на рынке, с одной стороны, упрощает задачи, стоящие перед системами, не входящими в лидерскую группу, – им не нужно тратить средства на прямое противостояние с «монстрами рынка», можно работать малозатратными партизанскими методами и получать удовлетворительный результат. С другой стороны, ситуация объединяет всех участников рынка общей задачей его развития. Пока рынок не насыщен, мы все на нем не конкуренты, а партнеры по развитию рынка. Любая маркетинговая активность любого из нас приносит дивиденды всем остальным: клиент узнает о существовании такого явления, как CMS, начинает интересоваться темой глубже и, возможно, выберет какую-то другую систему, не ту, про которую узнал первой».

Отметим, что помимо NetCat и «1С-Битрикс» на рынке решений для управления сайтами также присутствуют UMI CMS от петербургского ООО «Юмисофт», которое является относительно новым игроком, но уже позиционирует себя как входящего в первую «тройку» (см. новость раздела Web от 12 июля 2008 г.), HostCMS, продвигаемая московским ООО «Хостмэйк», система CMS WebDirector, которая продается с 2004 года и имеет более 300 инсталляций. Также отметим решения Amiro.CMS и Volex-SM, которое поставляет петербургская web-студия «Волекс».

Рубрики: Интернет, Интеграция, Маркетинг, ПО, Финансы, Web

Ключевые слова: онлайн, веб, интернет-магазин