«ВымпелКом» отчитался за квартал

Финансовые результаты первого квартала 2010 года руководители «ВымпелКома» представили умеренно-инновационным способом: общение с полутора десятком журналистов было организовано с помощью видеосвязи. В Амстердаме, в штаб-квартире новой компании, присутствовали генеральный директор и президент «ВымпелКом Лимитед» Александр Изосимов и главный управляющий директор ОАО «ВымпелКом» Борис Немшич, в Москве на вопросы представителей СМИ отвечал генеральный директор ОАО «ВымпелКом» Александр Торбахов и другие руководители компании. Правда, о качественной системе Telepresence с «эффектом присутствия» осталось только мечтать – тусклое видео выводилось на бликующий экран. А посередине презентации звук отчаянно заскрежетал, поэтому о половине некоторых реплик г-на Немшича пришлось буквально догадываться: помогла «наглядная агитация» в виде пресс-материалов, он цитировал то, что было написано заранее.

Отметим, что первый квартал 2010 года – последний период, когда цифры представляются отдельно по «ВымпелКому» и «КиевСтару»: во втором квартале 2010 года два стратегических акционера «ВымпелКома» завершили объединение этих двух компаний в рамках новой компании «ВымпелКом Лтд.», поэтому в будущем результаты будут представляться уже консолидировано. «Эта сделка завершилась с очень хорошим результатом, – оптимистично отметил г-н Изосимов, – 98 % акционеров нас поддержали, фактически мы получили «мандат доверия» стратегии компании вообще и ее менеджменту в частности». Кроме того, возобновлена торговля акциями на NYSE – тикер VIP у компании все-таки остался.

Основные показатели компании вполне позитивны – чистая операционная выручка объединенной компании (проформа) составили 2,535 млрд долл. при чистой прибыли 412 млн долл. (операционная – 662 млн долл.), скорректированная маржа – 47,5 %. Капитальные затраты для «ВымпелКома» составили 179,3 млн долл., для «КиевСтар» - $55,8 долл. Между тем аналитики «Банка Москвы» Сабина Мухамеджанова и Кирилл Горячих оценивают эти результаты как умеренно негативные, но, тем не менее, подтверждают рекомендацию «покупать» для ADR компании.

Общее число мобильных пользователей – 88,7 млн абонентов (66,8 млн пришлось на «ВымпелКом» и 21,9 млн на «КиевСтар» – из них порядка 6 млн на долю отдельного бренда Djuice). Кстати, как оказалось, в соответствии с недавно принятыми правилами бухгалтерского учета, с 1 января 2010 года ОАО «ВымпелКом» начал консолидировать операции компании «Скай Мобайл» в Киргизстане. А вот с «Евросетью», где у компании 49 % акций, этого не случилось. Разница, как прокомментировало руководство компании, состоит в том, что «Евросетью» оператор связи не управляет, следовательно, включать ее показатели (которые, к слову, могли бы поколебать бравурные показатели маржи) в свою статистику не обязательно.

 



Если рассмотреть ситуацию применительно к первому кварталу 2009 года, все выглядит, конечно, гораздо привлекательнее, чем в год кризиса. К примеру, чистая операционная выручка «ВымпелКом» (без «КиевСтар») увеличилась на 13,1 %, скорректированная маржа OIBDA практически не изменилась (колебания в районе одного процента), а операционная прибыль стала больше на 11,6 %. А вот доля мобильных абонентов стала больше всего на 6,5 %. Правда, эта цифра нисколько не смутила Александра Торбахова, который отметил, что гонка за количеством SIM-карт потеряла какой-то смысл. «Наша позиция в этой ситуации случайно совпала с кризисом, но это чистой воды совпадение – примерно год назад, летом 2009 года, российский рынок подошел к порогу своего насыщения. Ситуацию, когда три оператора продают на рынке 100 млн SIM-карт, мы расцениваем как неэффективную. Поэтому мы пересматриваем с нашими дилерами отношения на уровне контрактов и ориентируемся на подключение качественных клиентов. А их очень мало априори. Таким образом, надо анализировать не количество SIM-карт, а динамику показателей выручки», – уверенно сказал он.

Аналогичное мнение выразил и г-н Изосимов по рынку Украины – его тревожит снижение выручки «КиевСтара» на 39,5 % (224 млн гривен против 370 млн годом раньше), что, по его мнению, связано с крайне жесткой ценовой конкуренцией. «Абоненты привыкли к тому, что разговоры внутри сети практически бесплатны», – отметил он с легким сожалением и объяснил эту ситуацию гонкой операторов за размером абонентской базы. Которая, впрочем, окончена. «Теперь мы не будем бороться за «низкоARPUшных» абонентов. Если сами вернутся – хорошо, но никаких экстренных мер для предотвращения их оттока мы предпринимать не будем», – отметил он. «Притом, что основное снижение абонентской базы и ARPU произошло в том сегменте, где работает Djuice, – скорректировал г-н Изосимов свою позицию. – Высокодоходные абоненты по-прежнему предпочитают «КиевСтар» и не собираются от него отказываться». При этом «никаких драматических движений в области ценообразования на Украине не будет», – добавил он и туманно пообещал в самое ближайшее время «фокусироваться на эффективности и возвратах». Вдобавок, он обязался-таки «слить» в одну компанию УРС и «КиевСтар», дежурно пообещав абонентам синергетический эффект от масштаба. Который, к слову, так особенно и не проявился после слияния Golden Telecom и «ВымпелКома».

 



Кстати, «индекс инноваций» по итогам первого квартала 2010 года у «ВымпелКома» все-таки превысил 20 %. Кроме того, оператор концентрирует основное внимание на «воспитании» мобильных пользователей ШПД – в вводимых в строй сетях 3G это будет основная аудитория, генерирующая прибыль с помощью мобильных USB-модемов и роутеров (пока что их ARPU – 326 рублей). В области фиксированного ШПД основной упор делается на пакетные предложения – «доступ в сеть Интернет + IPTV» (ARPU таких абонентов – 395 рублей). Были обнародованы и цифры по покрытию сети – по информации г-на Торбахова, в России 435 городов покрыты сетью 3G (установлено 3,4 тыс. БС) и 65 городов – сетью FTTB.

Был затронут также вопрос эксплуатации многострадальной сети Beeline Wi-Fi, 13 тыс. хотспотов которой какой уж год работают «на автопилоте» в столичном регионе. По мнению г-на Торбахова, сеть, мягко говоря, используется «не очень активно», поэтому эксперимент с просмотром 4-6 рекламных роликов за бесплатный Интернет в течение 15 минут он считает вполне разумным. Странное мнение высказал по этому вопросу и Дмитрий Плесконос, исполнительный вице-президент по развитию бизнеса на массовом рынке компании «ВымпелКом». «В столице у нас две сети, которые дают похожий функционал, – отметил он, – наша сеть третьего поколения и Beeline Wi-Fi, поэтому нашу Wi-Fi-сеть мы используем для разгрузки сети 3G». Но это уж совсем экзотично: представить, что пользователь, который не может подключиться к UMTS-сети, будет искать «билайновский» хот-спот, можно с большим трудом.

Рубрики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: Билайн, ВымпелКом, финансы, выручка