«Ростелеком» поможет инфраструктурой. Созданию «электронного правительства» в регионах

21 сентября компания «Ростелеком» и Новосибирская область подписали соглашение о сотрудничестве в области создания регионального сегмента ФЦП «электронное правительство». Подобные соглашения подписаны еще с 10 субъектами РФ, а всего свою готовность к работе с компанией подтвердили уже 40 регионов. Это коренным образом снизит затраты на реализацию ФЦП на местах и приблизит сроки ее полноценного запуска: в пилотных регионах десять наиболее востребованных электронных услуг появятся уже до конца 2010 года.

Два дня назад вице-президент по федеральным программам «Ростелекома» Алексей Нащекин и временно исполняющий обязанности губернатора Новосибирской области Василий Юрченко подписали соглашение о сотрудничестве по созданию регионального сегмента «электронного правительства» на базе типового решения «Ростелекома». Оно полностью соответствует единой технологической политике, использующейся для создания федеральной инфраструктуры «электронного правительства», а также выполнения государственных требований по информационной безопасности и защите персональных данных. Кроме того, решение содержит полный спектр сервисов и технологий, необходимых для обеспечения возможности оказания органами власти Новосибирской области услуг в электронном виде.

Как рассказал Алексей Нащекин, в рамках подписанного соглашения будут развернуты уже готовые и типовые компоненты «электронного правительства»: «Мы не являемся непосредственным разработчиком этого ПО, – в создании его компонентов приняли участие свыше 250 компаний. Наше решение будет предоставляться как сервисная услуга: ПО, его размещение в наших ЦОДах, обеспечение системы электронной безопасности, аутентификации, ЭЦП (см. интервью с гендиректором компании ЭОС Владимиром Баласаняном от 5 апреля 2010 г.). В итоге региональное правительство получает уже готовую работающую систему, что значительно снижает его общие затраты и позволяет уже в течение 2-3 месяцев развернуть предоставление основных электронных госуслуг. Кроме того, с помощью этого решения мы интегрируем унаследованные системы в нашу общую инфраструктуру».
Напомним, что распоряжением правительства РФ «Ростелеком» был назначен единственным исполнителем мероприятий ФЦП «Электронная Россия» в части создания инфраструктуры «электронного правительства». Тогда перед компанией поставили задачу создания федеральных элементов этой инфраструктуры: единого реестра госуслуг, системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ, – см. материал рубрики «Электронное правительство» от 6 июня 2010 г.), системы идентификации и авторизации, системы безопасности, платежного шлюза и т. д. После чего на федеральном уровне были утверждены планы-графики, источники финансирования и система контроля, и в настоящее время работа здесь ведется в плановом режиме в полном соответствии с этими положениями.

  

Замглавы Минкомсвязи Илья Массух уверен, что регионам уже пора переходить к наполнению системы услугами и сервисами

Кроме того, в состав единой системы «электронного правительства» будут входить и ее региональные сегменты, которые должны практически повторять федеральный сегмент и иметь единые с ним системы безопасности и аутентификации, единое пространство доверия, единые формы и подходы для предоставления услуг, а также единый личный кабинет.


Работа с регионами началась три месяца назад, и изначально планировалось, что региональные сегменты «электронного правительства» будут создаваться на средства регионов. Но оказалось, что у тех просто недостаточно для этого средств. Дело в том, что, как показала практика, стоимость полноценной реализации проекта регионального сегмента «электронного правительства» составляет более 100 млн рублей, при этом большая их часть – затраты на создание инфраструктуры. Поэтому для снижения общих затрат и ускорения сроков внедрения ФЦП в «Ростелекоме» было принято решение предложить собственную мощную федеральную инфраструктуру регионам в качестве сервиса для реализации проектов «электронного правительства». В этом случае именно на «Ростелеком» ложится предоставление регионам всего комплекса: каналов связи, центров обработки данных (ЦОД), разработки необходимого ПО и т. д. Это действительно очень разумно, так как компания уже обладает наиболее разветвленной транспортной инфраструктурой в стране общей протяженностью 160 тыс. км. Поэтому дублирование ее регионами для реализации местных сегментов «электронного правительства» было бы просто нецелесообразным и привело бы к чрезмерным бюджетным тратам. Но основным плюсом здесь является то, что «Ростелеком» приходит в регионы со своим унифицированным решением, уже интегрированным с федеральным центром. При этом даже в случае наличия у региона необходимых для строительства инфраструктуры средств компания настоятельно рекомендует не инвестировать в нее, а направить эти деньги на развитие собственных прикладных систем и сервисов (к примеру, система внутреннего документооборота, система управления земельными ресурсами, медицина, ЖКХ и т. д.).
«У некоторых субъектов РФ пока просто нет ресурсов для создания такой глобальной системы, поэтому мы предлагаем регионам следующую инвестиционно-сервисную модель: наше унифицированное решение для интеграции в единое информационное пространство с использованием инфраструктуры «Ростелекома» для предоставления всех этих услуг. Мы приглашаем к сотрудничеству всех российских разработчиков ПО, даем наши интерфейсы, стандарты безопасности, стандарты присоединения к среде межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ),  – в соответствии с чем они уже дорабатывают свое ПО для совместимости с федеральным сегментом и предоставления этих услуг в качестве сервисной модели», – отметил вице-президент по федеральным программам «Ростелекома» Алексей Нащекин.

 

  

Вице-президент по федеральным программам «Ростелекома» Алексей Нащекин

Именно эти задачи перед компанией ставят и в Минкомсвязи. «Мы хотим, чтобы «Ростелеком» выходил в регион для того, чтобы интегрировать в свои решения по «электронному правительству» местные наработки в сфере ЖКХ, медицины, образования и т. д. А в дальнейшем, уже в рамках программы «электронный регион», он мог бы их тиражировать по всей стране, тем самым обеспечивая единую платформу, в том числе для малого и среднего бизнеса», – уверен заместитель главы Минкомсвязи Илья Массух. (Пример промышленной эксплуатации портала госуслуг, оказываемых Росреестром в электронном виде, см. в материале рубрики «Электронное правительство» от 21 мая 2010 г.)
Схема взаимодействия «Ростелекома» с регионами следующая: стратегическое соглашение о начале работ, исследование имеющихся возможностей в регионе для реализации программы «электронного правительства» совместной рабочей группой, проектирование и строительство недостающих компонентов. Подобные соглашения подписаны уже с 11 субъектами РФ (включая теперь и Новосибирскую область), а всего свою готовность к работе с «Ростелекомом» подтвердили уже 40 регионов (в настоящее время ведутся переговоры с оставшимися субъектами). Как сообщают в компании, первые десять пилотных регионов смогут предоставить десять наиболее востребованных электронных услуг уже до конца 2010 года. Таким образом, период развертки регионального сегмента с учетом предоставления «Ростелекомом» своей инфраструктуры не превысит 2-3 месяца. В этом случае средние затраты регионов, в зависимости от уровня развития информационного общества и различной готовности к реализации программы, составят около 15 млн рублей в год. Что касается срока окупаемости вложений «Ростелекома» в региональную инфраструктуру, то с учетом минимальной маржинальности он не превысит 5-7 лет.

 

  

Новосибирская область стала 11-м регионом, подписавшим соглашение с «Ростелекомом» об использовании его инфраструктуры для реализации ФЦП

Так или иначе, но регионам все равно придется реализовывать программу «электронного правительства» в полном объеме – в соответствии с законом № 210 «О государственных услугах» с 1 июля 2011 года чиновники не будут иметь права запрашивать у граждан информацию, находящуюся в других ведомствах, – она должна быть получена с помощью развернутой к тому времени системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). При этом для доступа к базам данных федеральных министерств потребуется полная совместимость с ними региональных информационных систем, что пока практически нигде еще не реализовано. Кроме того, портал оказания государственных услуг должен быть единым. И хотя здесь допускается использование и региональных порталов, предоставление всех услуг на федеральном портале является обязательным. В этом плане именно «Ростелеком», определенный правительством РФ в качестве оператора СМЭВ, представляет для регионов первостепенный интерес – как поставщик типового решения, совместимого с ИС федеральных ведомств. Соответственно, главы уже более половины российских регионов осознали это, с оставшимися ведутся переговоры о сотрудничестве в этом направлении.


По словам Алексея Нащекина, данная модель выгодна всем участникам: «Ростелеком» получает новое направление бизнеса, российские разработчики получают фактически новый рынок, а органы власти – значительную экономию затрат и быстрое внедрение системы». Соответственно, в основу программы положено понятие «личного кабинета», которое является защищенным пространством каждого гражданина, попадая в которое он может управлять всеми своими сервисами и услугами. Кроме того, это инфраструктура доступа, в которую входят ПК, «инфоматы», мобильные телефоны, а также предоставление услуг с помощью ТВ. В целом в «Ростелекоме» рассматривают проект «электронного правительства» как единую систему, состоящую из взаимодействующих подсистем федерального и многочисленных региональных сегментов. Здесь важно понимать, что, заработав на полную мощность уже в масштабах всей страны, проект «электронного правительства» станет критически важным объектом всей государственной инфраструктуры. Именно поэтому больше всего времени в компании уделяют вопросам информационной безопасности. «Инфраструктура «Ростелекома» является практически единственной в стране, полностью удовлетворяющей всем требованиям СТЭК: мы создаем системы безопасности, ЭЦП, защиты каналов и самой инфраструктуры, защиты персональных данных и т. д.», – резюмирует г-н Нащекин.

 

  

С 1 июля 2011 года чиновники не будут иметь права запрашивать у граждан информацию, находящуюся в других ведомствах, она должна быть получена с помощью СМЭВ

В то же время сам подход к созданию «электронного правительства» радикально изменился. Если раньше в рамках ФЦП «Электронная Россия» основной акцент был сделан на автоматизации ведомств и внутриведомственной информатизации, то за последнее время Минкомсвязи приложил достаточно много усилий для поворота этой активности в сторону граждан и бизнеса. Рассказывает замглавы Минкомсвязи Илья Массух: «Сам термин «электронного правительства» появился еще в 2002 году, и тогда казалось, что, построив  инфраструктуру и докупив компьютеры в ведомства, все сервисы появятся сами по себе. Жизнь показала, что, к сожалению, это далеко не так и надо заниматься не только инфраструктурой, но и сервисами. В данном случае, выбрав единого оператора инфраструктуры, мы призываем наших партнеров в регионах ко все более активному формированию сервисов и услуг. И где-то с 2009 года мы, приняв решение практики «малых дел» в реализации «электронного правительства», начали запускать портал госуслуг, СМЭВ и т. д.».
Напомним, что «электронное правительство» – это система взаимодействия органов власти – федеральных, региональных, муниципальных, как с гражданами и бизнесом, так и друг с другом. В настоящее время на портале gosuslugi.ru удалось уже организовать личный кабинет заявителя и подключить наиболее важные услуги следующих ведомств: ГИБДД Республики Татарстан (информация по штрафам), Минкультуры России (библиотечные фонды), Пенсионный фонд (извещения о состоянии лицевого счета) и Роскомнадзор (регистрация операторов персональных данных). А всего российские пользователи получили доступ к информации о 111 из более чем 400 госуслуг, запланированных в рамках проекта (см. материал рубрики «Электронное правительство» от 30 июня 2010 г.).
Напомним, что кроме самого портала оказания госуслуг в ФЦП «электронное правительство» входит еще около десяти различных систем: единый реестр госуслуг, система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), система идентификации и авторизации, системы безопасности, платежные шлюзы и т. д. Все это позволит создать инфраструктуру общественного доступа к информации о деятельности органов госвласти и их услугам. Для этого понадобится разработка специализированного ПО в виде баз данных, административных и технологических регламентов, словарей и пр. Кроме того, это и обеспечение предоставления государственных услуг в электронном виде, в том числе с использованием сети Интернет (к примеру, паспорта, налоги, регистрация по месту жительства, ЕГЭ и т. д.).


Между тем параллельно с этим «Ростелеком» реализует проект по электронной цифровой подписи (ЭЦП) и единому электронному пространству доверия, а также принимает участие в проекте создания единой электронной карты. По замыслам разработчиков, она станет аналогом электронного паспорта, и с ее помощью можно будет получить доступ ко всем информационным системам, в том числе и получать государственные услуги, к примеру, с помощью портала госуслуг.

Рубрики: Интеграция, ПО, Кадры, Регулирование, Web