Выставка на автопилоте. «Связь-Экспокомм» в 2011-м

На прошлой неделе в столице состоялась 23-я международная выставка телекоммуникационного оборудования, систем управления, информационных технологий и услуг связи «Связь-Экспокомм-2011».

В этом году «Связь-Экспокомм», несмотря на, вроде бы, увеличение площадей и рапорты о значительном росте числа посетителей, серьезно сдала. Сдала в первую очередь в качестве посетителей. Нет, редкие иностранцы, одетые в костюмы,  китайцы в рубашках и российские «бизнесмены» всех мастей могут вздохнуть спокойно – они-то как раз к месту на этом «празднике жизни». А вот уровень чиновников, которые пришли посмотреть на достижения отечественных операторов связи, стал существенно ниже. Президента не было, премьера тоже. Из персонажей категории «А» на выставку пожаловал  только вице-премьер Иванов, который, судя по всему, не совсем точно понимал, зачем он в этих павильонах, а также министр Щеголев, который буквально жил на выставке три дня. Событие национального масштаба плавно превратилось в то, что и должно было бы, – отраслевой «колхозик» местного значения. Павильон «Форум», как всегда, пустовал – на всю выставку хватило длинных «коробок» второго, восьмого и первого павильонов. В основном там «резвились» операторы связи и телекомпании: производители железа тихо жалось по своим стендам, и даже постоянно присутствующие на таких мероприятиях гости из Юго-Восточной Азии, кажется, выглядели странно-задумчивыми.

Некоторые коллеги в Facebook на полном серьезе предлагали назвать «СвязьЭкспокомм» выставкой «имени Ростелекома» – у него  был большой стенд с многочисленной программой мероприятий. Если считать его единым целым с NVision Group, которая творчески «прилипла» к проектам холдинга, то можно сказать, что это был один из самых больших стендов на выставке: кстати, он делился между «Ростелекомом» и «Скай Линком». Бренды, однако, смешались до степени потери идентичности. Рядом теснились «сотовики» «большой тройки». Причем если на стенде «МегаФона» действовали классические аттракционы для привлечения толпы (бегали  талисманы игр, стояла давно знакомая всем машинка-спорткар, в которой можно было сфотографироваться), то у МТС все было тихо и спокойно, никакой наглядной агитации компания ему не предоставила вовсе – видимо, посчитала, что он будет  развлекать посетителей своим обаянием. Стенд «ВымпелКома» (кстати, по площади больше «МегаФона») тоже не блистал особым  разнообразием. Ну да, «родительский контроль», мобильный офис, проект с карточками, привязанными к банковскому  счету, и... большой экран с интерактивным управлением. Там в основном народ и находился – причем, полагаю, что стайки молодежи там находились на дежурстве: все равно как промоперсонал на скучно-грустном стенде CBoss. Об этой компании пару слов отдельно: известна она в основном своими биллинговыми решениями, а на выставки разных масштабов традиционно привозит отделение российских красавиц, которые то хороводы на стенде водят, то песни поют. В этот раз стендик у них был смонтирован крайне неудачно – лицом в стенку и отвернувшись от всех остальных конкурентов. Я там проходил по несколько раз в день и видел мучения девушек – народу перед стендом ноль, а несколько красавиц, выстроившись в ряд, зачитывают речевки о компании. Кстати, стенд «МегаФона» в этом году стоял ровно на том же месте, где в прошлый раз размещалась Yota – в этот раз этот оператор выставку проигнорировал. Надо было, видимо, «МегаФону» сказать, что место несчастливое.

 

 

Операторские сервисы и услуги

Вообще, глядя на стенды операторов, создавалось четкое впечатление, что они готовятся к кросс-продажам. Практически все дееспособные пользователи в России уже охвачены, как минимум, мобильной связью. Поскольку «большая четверка» у нас сформировалась как универсальные, интегрированные, так сказать, операторы связи, то обладателям мобильников обязательно надо продавать фиксированный ШПД да с IPTV, а еще видеонаблюдение по сотовому каналу, решение для «присмотра» за  автомобилем, родительский контроль за доступом детей в Сети и дополнительные услуги связи типа LBS. Правда, особенно  значительной активности, к примеру, в скидках за потребление множества сервисов, да еще и от одного оператора связи, не  было замечено.

 

 

Стенд «Ростелекома» привлекал прогуливающихся посетителей большим форматом новой конструкции, к которому торжественно подводили всех пробегающих мимо руководителей/чиновников/полезных товарищей. Несколько раз в течение рабочего  дня он, правда, вырубался, но потом работоспособность быстро восстанавливали, оператор даже представил на выставке новый  вариант своего портала «Госуслуги» под индексом 2.0., причем среди нововведений «засветилось»... всего две новации – дизайн и возможность платить карточками. Видимо, как только в NVision решат сделать еще парочку нововведений, индекс портала надо будет менять на 3 или даже 5.0. Больше всего мне, конечно, приглянулось оборудование, предусмотрительно разложенное под стеклом на стенде: конечно, не все, а частями. К примеру, CDMA/UMTS-планшетик, такой же модем, недорогие телефоны только для голосовой связи и, конечно, портативные CDMA/UMTS-роутеры. Как у «большой тройки», только с большими возможностями.

 

 

Стенд «МегаФона» порадовал большой коллекцией терминалов для симпатичной мне «конфиденциальной сотовой связи» и, к счастью,  большим количеством профессионалов, с которыми мы поговорили про защищенную связь. Интересная услуга, которую в «МегаФоне» двигают совместно с компанией «Элекард Девайсес», – аутентификация с помощью одноразовых кодов. Чем-то это напоминает токен для банка, но, по сути, программа располагается в защищенной памяти SIM-карты смартфона. Позволяет генерить одноразовые пароли (токен-коды) для доступа, к примеру, к госуслугам. Куда как надежнее, чем получать их с помощью обычной почты. Здесь же был представлен NFC-проект оператора, который, как и раньше, был реализован на базе стандартной кофе-машины, – платить  можно было с помощью специальных стикеров, а не SMS, как раньше. Желание продавать незабитый системный канал своих БС емкость в 64 Кбит/с и излишки электроэнергии, а также пустующее место на вышках привело оператора к проекту «МетеоФон» – уж  как-то быстро он был раздут по мощности, но по сути пока что это не больше 16 тестовых точек: о всероссийском масштабе думать, как минимум, рано.

 

 

Стенд МТС не порадовал особенно ничем – наверное, какое-то внимание привлекли M2M-решения: не только транспорт и «электронные абоненты», но и ЖКХ, всевозможная телеметрия и электронные датчики для отслеживания температуры, влажности и т. д. А вот пользовательский сервис Omlet, который вроде бы объединил-таки все пользовательские устройства для создания единой среды потребления медиаресурсов, не так чтобы впечатлил. Да, телевизоры с возможностью подключения к Интернету – это хорошо. Но что делать, если падает канал, а фильм идет в виде стримминга? ТВ-декодеры и ОТТ-приставки, дающие  возможность доступа к защищенному контенту, – это отлично, но будет ли это конкурентоспособно файловым торрент-сетям? Идея о том, что мультиплатформенная среда Omlet.ru сможет синхронизировать каналы потребления контента и мгновенно переключаться между устройствами при, к примеру, демонстрации фильма, кажется мне пока совсем нереалистичной – ну домашний-то Wi-Fi  видео на планшете потянет, а вот на смартфоне и в реальной сотовой сети стримминг не осуществим.

К сожалению, мало полезного можно было найти на стенде «ВымпелКома». Презентация услуги «Автомониторинг» собрала всего  полдесятка журналистов – и это при том, что ее анонсировали пару раз в письмах как от самой пресс-службы компании, так и от PR-агентства, нанятого для организации мероприятия. Хотя решение полезное – на аутсорсинге его реализовывали в ГК «Эшелон-Геолайф», но решение для управления SIM-картами M2M-клиентов все-таки предложили в «ВымпелКом». А вот «родительский  контроль» меня особенно не впечатлил. То есть тема детского Интернета, безопасного и предсказуемого, операторами связи уже много раз обыграна – рынок защиты и фильтрации вредного контента сформирован, осталось только выбирать.

 

Фрагментарные наблюдения

Из интересного я бы отметил еще многочисленные решения для спутниковой связи – применительно к ВКС. Обычно эти «чемоданчики» упаковывают с антеннами и спутниковыми модемами в ударопрочные кейсы, причем по габаритам и цене решения куда как меньше, чем у мобильного Tandberg, к примеру, чья стандартная комплектация состоит из двух огромных чемоданов. Мощность компьютера внутри таких решений минимальная – обычный неттоп, но для ВКС и офисной работы хватает. Самое интересное решение такого рода я увидел, как ни странно, у ФГУП «Главный радиочастотный центр» (продукция, понятное дело, не профильная) – в  чемоданчик был упакован емкий аккумулятор и, самое главное, были подведены коннекреты для качественной интеграции с автоматизированной медицинской диагностической аппаратурой. То есть мы не только видим картинку, кто и как что делает, а  можем сразу передавать телеметрию о наших больных. Решения такие, кстати, весьма неприхотливы к каналу связи – хватает 384  Кбит/с в обоих направлениях, это можно обеспечить как по спутниковой, так и сотовой связи.

 

 

Еще один весьма интересный заработок для операторов связи – установка и эксплуатация различных информатов: не только для  доступа к госуслугам, но и для выхода в Сеть, организации платежных терминалов. Существующие «электронные тумбы» обладают весьма бедным функционалом, который можно расширить. Правда, меры безопасности таких устройств производители предлагали повысить – мне понравились информаты, у которых не просто корпус, а 2-4 мм конструкционной стали, дисплеи хоть и сенсорные, но все-таки в исполнении «меня кувалда не берет», ударопрочные антивандальные металлические клавиатуры и шнур трубки представляет собой не оболочку с кабелем и стальным тросиком, а цельный бронерукав: так вырвать сложнее, ведь эта конструкция выдерживает 200 кг на отрыв. Через такие и штрафы можно оплатить и по видеосвязи побеседовать.

 

 

Самый большой анекдот выставки – это награждение ИТ-проектов для госсектора. Само по себе странное действие – при том что для частников у нас реализованы весьма фрагментарные госуслуги, их надо было как-то «раскидать» по номинациям. И что получилось в итоге? К примеру, в номинации «Лучшее информирование о порядке получения федеральной услуги» победила услуга «Прием от страхователей отчетности для ведения индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц» Пенсионного фонда РФ. Я бы порекомендовал Пенсионному фонду для начала предоставить к началу пятого месяца года данные о страховых взносах граждан за год минувший – эта информация пользователям недоступна. Говорить о том, что лучшей персонифицированной услугой стало МВД РФ с сервисом «Предоставление сведений об административных нарушениях в области дорожного движения» я бы тоже поостерегся. До сих пор информационные центры министерства в единую сеть не связаны – о штрафах можно узнавать только для своего «домашнего» региона. Ну и, кстати, по SMS пользователя о наличии задолженности никто не информирует. Победу ФНС с сервисом «Предоставление доступа к единому государственному реестру налогоплательщиков» в номинации «Лучшее предоставление доступа к государственным базам данных» тоже можно комментировать с оговорками. До сих пор большинство этих е-услуг базируется... на сайте ФНС. Что мешает нормально интегрировать это в госпортал? Особенно бесит отсутствие нормальной веб-формы для сдачи налоговой декларации – все надо заполнять «ручками», ни о какой автоматизации, когда бумагу заполняет само ведомство и предоставляет гражданину на проверку, нет и речи. Остальные номинации и комментировать даже не тянет – слишком все это искусственно.

Подробнее о прошлогодних выставках «Связь-Экспокомм» см. материал раздела "Мероприятия Москвы" от 17 мая 2010 г. и материал раздела "Мероприятия Москвы"  от 21 мая 2009 г.  

Рубрики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Маркетинг, Оборудование, ПО

Ключевые слова: Билайн, ВымпелКом, МТС, МегаФон, мероприятия, мероприятия Москвы, конференция, Ростелеком, Экспоком