Электронные госуслуги в России: перенос сроков и помощь отстающим

В Москве состоялся II международный форум «Государственные электронные услуги, стратегические задачи и практические решения для России», участниками которого стали крупные федеральные чиновники, представители региональных и муниципальных органов исполнительной власти, а также бизнеса, работающего с государственными структурами.

Основным событием, на фоне которого развернулась дискуссия, стал перенос сроков вступления в силу пунктов 2 и 3 ст. 7 Федерального закона № 210. Эти изменения были приняты Государственной Думой РФ в третьем чтении 17 июня. Проще говоря, речь идет о сроках подключения к Системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Это означает, что если раньше планировалось, что федеральные и региональные органы исполнительной власти с 1 июля текущего года не будут иметь право при оказании гражданам государственных услуг требовать от них принести дополнительные документы из других ведомств, то теперь временные рамки отодвинуты. Для федеральных структур часом «X» станет 1 октября текущего года, а регионам и муниципалитетам дали еще более щедрую отсрочку – до 1 июля 2012 года.

Разница в сроках вполне оправдана. Если среди федеральных министерств и ведомств многие уже подключились и работают со СМЭВ, то в регионах и муниципалитетах ситуация гораздо более сложная. Особенно тяжело муниципалитетам, у которых зачастую отсутствуют информационные системы как таковые, а информация, перед тем как перевести ее в электронный вид, нуждается в тщательнейшей ревизии. Выступавшие говорили о необходимости разработки типовых решений для электронных муниципалитетов, организации удаленных рабочих мест муниципальных чиновников с авторизацией по ЭЦП и многих других мерах, которые должны помочь муниципальным образованиям успеть осуществить все необходимое для подключения к СМЭВ.  

Проблем немало, и многие из них носят организационный, а не технический характер. Муниципальные и региональные чиновники зачастую просто не до конца понимают, что такое СМЭВ и какие задачи она решает, многие до сих пор путают ее с Межведомственным электронным документооборотом − другим федеральным ИТ-проектом, который осуществляет ФСО России. Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Илья Массух рассказал участникам конференции об архитектуре и ключевых элементах СМЭВ, о задачах, решаемых этой системой, а также о нормативно-правовом регулировании. Заместитель министра сравнил СМЭВ с прямыми телефонами, которыми пользуются чиновники высшего ранга. «На таком телефоне нет кнопок для набора номера, однако стоит снять трубку, как на другом конце провода тебя сразу же слышит тот, кто должен слышать. По такому же принципу работает и СМЭВ», − пояснил он.

Как сообщил Илья Массух, Минкомсвязи на сегодняшний день уже заключило соглашения о подключении к СМЭВ с 77 субъектами федерации и 57 федеральными органами власти и внебюджетными фондами. Уже подключились к СМЭВ 36 федеральных органов исполнительной власти и 2 государственных внебюджетных фонда, 15 субъектов РФ и 2 банка. В данный момент в СМЭВ зарегистрировано 70 электронных сервисов, используемых для предоставления 83 государственных услуг.

Директор департамента государственной политики в области создания и развития электронного правительства Министерства связи и массовых коммуникаций РФ Андрей Липов, в свою очередь, предложил вариант комплексного предоставления госуслуг. В первую очередь, подобные «пакеты» были бы необходимы при регистрации таких событий, как рождение ребенка, открытие бизнеса и т. д.

Директор департамента информационных технологий и связи Правительства РФ Алексей Попов, рассказал о правительственной инициативе по созданию «дорожной карты» электронных госуслуг. «Сегодня каждое ведомство работает с заявителем самостоятельно, и он сам является архитектором своего взаимодействия с государством, − говорит он, − но должно быть по-другому. Весь процесс сбора документов должен происходить внутри ведомств, без участия человека. А этому процессу также необходим архитектор». Этим архитектором, по мнению Алексея Попова, должен стать правительственный орган, который бы координировал всю работу по взаимодействию федеральных, региональных и муниципальных структур. Из таких уже «спроектированных» услуг и будет состоять «дорожная карта». Составление такой карты – крайне сложная и кропотливая работа, немалую роль в которой играет организационная составляющая. Ведомства должны в этом процессе выступать, с одной стороны, поставщиками, а с другой – потребителями информации. Составлять «дорожную карту», по словам Попова, будет специальная правительственная подкомиссия. Следующим этапом после составления карты должно стать нормативно-правовое обеспечение отмеченных в ней госуслуг, поскольку карта законодательным документом не является.

Третий этап − техническая реализация, то есть подключение к СМЭВ. Он подразумевает под собой не только заключение соответствующего соглашения с Минкомсвязи, но и техническую реализацию соответствующих сервисов. Четвертый этап − обеспечение юридической значимости межведомственного документооборота. Для этого необходимо использовать ЭЦП. Минкомсвязи разработает единый Сертификат ЭЦП, поэтому все удостоверяющие центры, подключенные к Единому пространству доверия, должны обеспечивать использование этого сертификата.

«Дорожная карта» должна быть расписана для всех госуслуг. Для нормального осуществления этой задачи Алексей Попов предложил назначить в каждом ведомстве единого ответственного чиновника, на уровне не ниже, чем заместитель руководителя ведомства. Этот ответственный должен наладить взаимодействие со всеми контрагентами. По словам Алексея Попова, Минэкономразвития запустило систему мониторинга «дорожных карт». В качестве помощи региональным органам власти в области построения «дорожных карт» выбрано 6 пилотных регионов, на основе которых будет формироваться типовая модель, которую затем могут принять на вооружение и остальные. Это Волгоградская, Самарская, Челябинская, Вологодская, Свердловская области, а также Республика Бурятия.

Рубрики: Маркетинг, Регулирование

Ключевые слова: мероприятия Москвы, электронное правительство, электронные услуги, государственные электронные услуги