«Ростелеком» рассказал о российских планах по 3G. Сеть в Москве и МО заработает уже к концу 2013 года

Вчера «Ростелеком» провел пресс-конференцию, на которой топ-менеджеры компании рассказали о текущей стадии строительства сетей 3G и планах по мобильным сетям в целом. Всего в настоящее время ведется строительство сетей 3G в 27 регионах России на оборудовании Ericsson и Huawei, за 2013 год планируется ввести в строй свыше 6 тыс. базовых станций HSPA+ класса LTE Ready. Сначала «Ростелеком» построит сети третьего поколения в регионах своего присутствия с сетями GSM (13,5 млн абонентов), затем в наиболее перспективных регионах, в том числе Санкт-Петербурге (второй квартал 2013 года), Москве и Московской области (четвертый квартал 2013 года). На зрелые столичные рынки мобильного ШПД компания будет выходить с конвергентными предложениями, максимально используя наработанный инфраструктурный и коммерческий потенциал своих фиксированных активов.

В конце ноября 2012 года первая сеть мобильной связи 3G «Ростелекома» была запущена в коммерческую эксплуатацию в Иркутской области (местная «дочка» «Байкалвестком»). В настоящее время компания ведет строительство таких сетей в 27 регионах России, всего запланировано установить более 8 тыс. базовых станций. По результатам проведенных тендеров, основными поставщиками оборудования и решений для сетей 2G/3G выбраны компании Ericsson и Huawei – это современные базовые станции, созданные в концепции Single RAN, то есть способные программно переключаться на основные мобильные технологии и частотные диапазоны. Соответственно, пока они строятся под сеть 3G/UMTS (скорость передачи данных до 21 Мбит/с) в диапазоне 2100 МГц (что и у «большой тройки»), поддерживают работу сетей 2G/GSM 900/1800 МГц, а также может быть добавлена поддержка LTE российского диапазона 2600 МГц. Именно из-за возможности работы с существующими сетями 2G/GSM/EDGE «Ростелеком» начал строительство сетей 3G с регионов присутствия своих мобильных активов GSM. Напомним, что «Ростелеком» в настоящее время имеет 13,5 млн абонентов сетей 2G/GSM. При этом существуют регионы, где компания успешно конкурирует с операторами «большой тройки» даже в отсутствии технологического паритета, – к примеру, это 50 % рынка в Иркутской области, в Пермском крае – 47 %, а также масса регионов с долей 30 %. Во всех этих регионах «Ростелеком» уже перешел на единый бренд и единый продуктовый портфель, учитывающий местные особенности ценообразования. Очень важно, что всего лишь за год ко-брендинга с существовавшими до объединения торговыми марками, такими как UTel, НСС, БВК и т. д., по выборке по всей стране, пользователи в 52 % случаев знают, что «Ростелеком» является мобильным оператором. В «Ростелекоме» считают, что это достаточно хороший результат, сопоставимый с Tele2, притом что последний представлен в большем количестве регионов.

О текущем этапе строительства сетей 3G и планируемых запусках 2013 года рассказал вице-президент, технический директор «Ростелеком» Иван Зима: «На данный момент мы запустили сеть 3G в Иркутской области, а в первом квартале 2013 года мы ожидаем еще три запуска – Красноярск, Нижний Новгород, Владивосток. При этом основной объем запуска сетей у нас придется на второй квартал 2013 года (Урал, Поволжье, Санкт-Петербург, Краснодар, Тамбов, Новосибирск), в Москву и Московскую область мы планируем выйти в четвертом квартале 2013 года. Что касается технической части, то на данный момент размещены уже 2246 базовых станций, смонтированы и находятся «в эфире». При этом до конца 2013 года мы планируем выдержать темп строительства 700 – 1000 БС в месяц. Таким образом, построив их более 6 тыс. за год, что примерно в два раза превышает темпы строительства своих сетей 3G операторами «большой тройки». Конечно, у нас еще не было опыта масштабного строительства сотовых сетей, но, с другой стороны, нам может помочь уже существующая значительная фиксированная инфраструктура, что крайне важно для мобильного ШПД и их быстрого развертывания. Стоит также сказать, что уже состоялся первый тестовый звонок в сети 3G в Санкт-Петербурге, а 4 декабря мы проведем установку первой базовой станции 3G в Московской области».

 

Планы «Ростелекома» по запуску сетей 3G на 2013 год

Понимая, что выходит на развитые конкурентные рынки Москвы и Санкт-Петербурга, «Ростелеком» сделает основной упор именно на конвергентные предложения. Он уже имеет очень большую долю на рынке фиксированного ШПД в Санкт-Петербурге, а также активно растущую долю в этом сегменте в Москве (ко-брендинг с собственной «дочкой» – компанией On-Lime, имеющей более 400 тыс. абонентов и которая со следующего года начнет предоставлять услуги уже под брендом «Ростелеком»). Поэтому первой целевой аудиторией, которой будет предложена дополнительная услуга мобильного доступа в сетях 3G, станут существующие клиенты «Ростелекома» по фиксированному ШПД. Им также будут предложены интересные тарифы вызовов на городские номера. Кроме того, «Ростелеком» не устраивает его доля в корпоративном сегменте сегодня, и компания стремится выйти в регионы, где сконцентрированы корпоративные пользователи, – Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Самара и т. д. Поэтому в этих регионах «Ростелеком» будет предлагать бизнес-пользователям не только услуги передачи данных, но и комплексные корпоративные контракты по мобильным и фиксированным услугам.

На встрече топ-менеджеров «Ростелекома» с журналистами

По словам старшего вице-президента «Ростелекома» Павла Зайцева, быстрые темпы строительства и ввода в коммерцию сетей 3G обусловлены общемировой тенденцией снижения доходов от традиционных фиксированных услуг. Все аналитики склоняются к согласию, что «Ростелеком» просто не выживет без сильной мобильной составляющей, традиционными услугами уже не удается возместить падение голосовых сервисов. Эта тенденция еще более усугубится с появлением LTE, когда начнется массовый процесс перехода абонентов из стационарного ШПД в мобильный. «Поэтому, если нам не участвовать в этой игре, перспективы не очень радужные. Прогнозы развития рынка это подтверждают, уже сейчас мобильная связь занимает наибольшую часть рынка, то есть доходы от мобильного бизнеса в целом в стране выше, чем доходы от фиксированного. Мало того, тенденция такова, что фиксированный бизнес растет в разы меньшими темпами, в особенности это характерно для развития мобильного ШПД. К примеру, если мы говорим о рынке Москвы и Московской области, на который мы планируем выйти с мобильными услугами, то только один этот рынок практически сопоставим с общероссийским рынком фиксированных голосовых услуг», – отметил г-н Зайцев.

 

Сети GSM «Ростелекома» присутствуют в 30 регионах страны с общим населением 60 млн человек. Красным цветом обозначена доля местных «дочек» на мобильном рынке

Вице-президент «Ростелекома» по стратегии и операционной эффективности Михаил Магрелов, в свою очередь, рассказал, что существующие лицензии «Ростелекома» покрывают всю страну в различных стандартах (2G/GSM, 2G/UMTS/CDMA, LTE). При этом стратегия до 2015 года, принятая полтора года назад, подразумевала следующие действия: переход мобильных бизнесов под единый бренд (уже сделано), создание мультистандартных сетей (строительство осуществляется в настоящее время), массовый запуск сетей 3G (намечен на 2012 – 2013 гг., приоритеты – Москва и Санкт-Петербург), использование бизнес-модели MVNO. Кроме того, запланирована реализация синергии с фиксированным бизнесом, что даст весомое преимущество от единой эксплуатации транспортных сетей, единые вспомогательные функции и пакетные продажи фиксированных и мобильных услуг для корпоративных клиентов.


Вице-президент, технический директор «Ростелекома» Иван Зима

Что касается судьбы сетей CDMA «Скай Линк», то «Ростелеком» планирует их дальнейшую эксплуатацию, хотя рассматривает этих абонентов как ресурс для новых сетей 3G. «Мы уже три месяца занимаемся процессом интеграции этого бизнеса – этот процесс займет еще около полугода. При этом будет уволено 25 – 40 % сотрудников «Скай Линк», подавляющее число увольнений касается бэк-офиса. В то же время «Скай Линк» нам очень интересен в сельской местности в качестве сельского голоса и мобильного ШПД. Мы уже разработали ряд продуктов для этого сегмента и замены старой медной сети на селе (в России существует 65 тыс. населенных пунктов с одним абонентом с длиной линии до него в среднем 7 км). Соответственно, для нас очень важно попытаться использовать низкий частотный диапазон и сеть «Скай Линк» для снижения затрат доступа и обслуживания сельских абонентов. При этом обслуживание текущих абонентов «Скай Линк» продолжится (подключение абонентов продолжится, абонентская база в Московской области растет). Тем не менее, как только такой абонент будет попадать в зону действия сетей 3G/UMTS «Ростелекома», мы будем предлагать ему льготные специальные условия подключения», – рассказал вице-президент «Ростелекома» по стратегии и операционной эффективности Михаил Магрелов.


Лицензионное покрытие «Ростелекома» отдельно по технологиям

То есть из-за специфического российского диапазона сетей CDMA (450 МГц), небольшого рынка в чуть более 1 млн абонентов (при этом российский «Скай Линк» является самым крупным европейским сотовым оператором в этом диапазоне), отсутствия дальнейшей возможности технологической эволюции и конкурентоспособных абонентских устройств (в принципе, существующую технологию передачи данных по сетям CDMA – EV-DO Rev.A можно довести до Rev.B, удвоив скорость доступа, но Qualcomm – крупнейший производитель чипсетов для мобильных устройств не планирует поддерживать этот диапазон) в «Ростелекоме» не рассматривают «Скай Линк» как приоритетный способ строительства сетей мобильной передачи данных, а сделали ставку на 3G/UMTS. Соответственно, в «Ростелекоме» рассматривают существующую абонентскую базу «Скай Линк» лишь как качественный абонентский ресурс для его перехода в сети 3G/UMTS.

Что касается LTE, то пока «Ростелеком» продолжает выбор пяти регионов, в которых уже в следующем году по лицензии должны быть запущены сети LTE. В целом сети 3G строятся на оборудовании LTE Ready и будут опережающе переключаться на LTE в наиболее перспективных регионах.

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг, Оборудование

Ключевые слова: мобильные операторы, Ростелеком, сотовая связь