Неясные критерии
Свой отзыв ведомство написало еще 1 марта, знают два источника РБК, близкие к министерству. По словам одного из них, отзыв был написан по поручению помощника президента Игоря Щеголева. Сам Щеголев на прошлой неделе говорил РБК, что работа над проектом налогообложения иностранных интернет-компаний продолжается: над изучением разных моделей работает неформальная экспертная группа, ведется переписка между ведомствами, но конкретных результатов пока нет. Состав экспертного совета он не назвал.
Об идее дополнительного налогообложения иностранных интернет-компаний в начале марта писала газета «Ведомости». По данным издания, вопрос обсуждался в администрации президента при участии представителей Роскомнадзора, Госдумы и сотрудников администрации, работающих с Щеголевым. Один из источников говорил, что сама инициатива принадлежит Щеголеву. По мнению участников встречи, недоплачивают налоги в российский бюджет, в частности, Google и Apple. Россияне покупают приложения или контент в онлайн-магазинах AppStore, iTunes и Google Play, но эти платежи не облагаются налогами в России, так как уходят напрямую иностранным компаниям, говорили участники встречи. Представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский отказался от комментариев на эту тему. Пресс-служба администрации президента не ответила на запрос РБК.
Минкомсвязи, как следует из документа, который есть в распоряжении РБК, считает, что для начала нужно ввести в российском законодательстве определение «интернет-компания». В частности, по мнению ведомства, нужно определить четкие критерии, по которым юрлицо можно отнести к этой категории, прописать, как такая компания должна регистрироваться, какие обязательства на нее налагаются и виды ответственности предусматриваются. Конкретного определения ведомство не предложило.
Министерство также отметило, что в России уже есть госпрограмма, в которой заложены основные нормы для противодействия размыванию налоговой базы. Речь идет о госпрограмме «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», а точнее, о подпрограмме «Обеспечение функционирования и развитие налоговой системы Российской Федерации». Эта программа разработана Минфином и утверждена постановлением правительства. Она должна быть реализована до 31 декабря 2020 года, для ее реализации из бюджета должно быть выделено 962 млрд руб., напоминает Минкомсвязи.
Пресс-служба Минкомсвязи отказалась от комментариев.
Налоги по прописке
Как правило, деятельность IT-гигантов структурирована так, чтобы не создавать в стране пребывания так называемого «постоянного представительства», говорит бывший корпоративный юрист Microsoft в России Александр Страх. Представительства занимаются в основном маркетингом и платят налоги, связанные с существованием самого офиса, например НДФЛ, объясняет он. Регуляторы в ряде стран Европы пытаются с этим бороться, требуя больших отчислений от компаний, добавляет эксперт.
В конце 2014 года Еврокомиссия действительно заявила, что может обязать технологические компании из США, например Google и Microsoft, платить налоги внутри ЕС. Эти деньги, по заявлению еврокомиссара Гюнтера Эттингера, должны пойти на развитие IT-бизнеса в Евросоюзе. Он, в частности, предложил брать с Google и других поисковиков налоги за распространение авторского контента. Конкретные цифры еврокомиссар не называл.
Источник РБК, близкий к Минкомсвязи, говорит, что рецепт обложения интернет-компаний налогами в юрисдикции конкретных стран пока не выработан: ведь они оказывают свои услуги удаленно. А предложение о распределении сборов на развитие IT очень трудно реализовать — для этого нужны дополнительный механизм и контроль.
Представители Google Светлана Анурова на запрос РБК ответила лишь, что компания платит налоги в России в соответствии с российским законодательством. В 2013 году зарегистрированное в Москве ООО «Гугл» заплатило 468,3 млн руб. налога на прибыль, следует из базы СПАРК-Интерфакса. «Яндекс» в 2014 году заплатил более 5,4 млрд руб. налогов, в 2013 году — 3,2 млрд руб. «Со всех коммерческих операций на всех рынках присутствия «Яндекса» — будь то Россия или Турция — все наши дочерние компании платят налоги в соответствующих странах, — говорит представитель компании. — Но так как основной бизнес мы ведем в России, практически все налоги платятся именно здесь». Представители Facebook, Twitter и Apple пока не ответили на запрос РБК.
Дарья Луганская