Необычный веб-ресурс. ГМИИ им. Пушкина открыл новый портал

Накануне столетнего юбилея, наступающего в 2012 году, Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина представил новый интернет-портал, который, по словам его разработчиков, является уникальным среди российских музейных веб-ресурсов.

Портал ГМИИ был создан при поддержке Правительства РФ и Министерства Культуры РФ. В качестве разработчика выступила компания «Группа ЭПОС», которая специализируется на оцифровке и сохранении объектов культурного наследия.

Как рассказал заместитель генерального директора компании «Группа ЭПОС» Владимир Определенов, портал представляет собой разветвленную структуру – центральный сайт, а также несколько связанных с ним сайтов – сателлитов. Каждый сателлит посвящен тому или иному отделу, филиалу или тематической коллекции ГМИИ. Работа над проектом началась в 2007 году с создания сайта, посвященного английской гравюре. В данный момент, по словам Владимира Определенова, все сайты портала насчитывают более двадцати с половиной тысяч страниц, на них размещено более девяти тысяч записей предметов, а также более шести тысяч справочных материалов.

По замыслу руководства музея, интернет-портал должен стать не просто визитной карточкой, его задача гораздо шире – предоставить посетителям возможность воочию ознакомиться с мировыми шедеврами, побродить по залам в режиме «виртуальной экскурсии», рассмотреть живопись, гравюру, скульптуру и нумизматику в самых мельчайших деталях. Пока для виртуального знакомства «открыт» зал №7, однако в скором будущем весь музей можно будет «обойти», находясь у компьютера.

 

Владимир Определенов считает новый портал
уникальным во всем российском музейном сегменте

 

Для обеспечения высочайшей детализации и идентичной цветопередачи была задействована разработанная и запатентованная технология компании «Группа ЭПОС» по съемке и оцифровке предметов искусства. Владимир Определенов утверждает, что она существенно превосходит возможности профессиональных цифровых камер и комплексов с различными системами сканирования. При съемке были применены специально разработанные сотрудниками «Группы ЭПОС» камеры, в которых находится электронный модуль, обеспечивающий движение объектива относительно картины и матрицы камеры. Таким образом, реализуется возможность деления картины на заданное число фрагментов, каждый из которых фотографируется последовательно. Затем все фрагменты автоматически соединяются в единое целое, формируя при этом изображение с разрешением 250 млн точек и более.

 

Ирина Александровна Антонова и Владимир Определенов
отвечают на вопросы журналистов

 

Для наиболее точного воспроизведения цвета применяется алгоритм управления цветом. Специальное ПО, которое восстанавливает единое изображение из фрагментов, позволяет осуществлять контроль цвета в широком цветовом пространстве. Применяемая методика съемки и цифровой обработки обеспечивают точность цветопередачи «Дельта E» (По версии МКО) не более 2 единиц.

Владимир Определенов подчеркнул, что благодаря столь высокому качеству съемки формируемые электронные архивы могут быть задействованы не только в рамках интернет-портала, но и в различных полиграфических изданиях, выпускаемых ГМИИ им. Пушкина или другими организациями. Все они хранятся в «Электронном депозитарии музея», который тоже является одним из важных компонентов созданного портала. В составе депозитария сформировано несколько целевых архивов. В архив «Научные приложения» вошли изображения, позволяющие проводить спектральные и пространственные исследования, решать задачи реставрации, фиксации и паспортизации памятников искусства. Архив «Полиграфические изображения», как можно догадаться по его названию, формируется исходя из требований современных печатных машин, а архив «Электронные приложения» содержит контент, ориентированный на современные мониторы и проекторы.

 

Режим детального просмотра защищен «водяными знаками»

 

Поскольку файлы в высоком разрешении имеют достаточно большой размер и могут долго загружаться, что особенно ощутимо на низкоскоростных интернет-каналах, разработчиками из «Группы ЭПОС» предусмотрен режим отображения картины в виде отдельных фрагментов, загружающихся одновременно. При масштабировании фрагменты динамически подгружаются, формируя исходный вид изображения. Позаботились разработчики и о владельцах мобильных устройств, создав версию сайта специально для них. По мнению Владимира Определенова, она будет востребована, прежде всего, среди молодежной аудитории.

Для защиты от незаконного использования в режиме масштабирования изображение защищается «водяными знаками». В то же время обычный режим просмотра не имеет защиты. Правда, в этом случае изображения предстают в невысоком разрешении, стандартном для веб-ресурсов.

 

Виртуальная экскурсия по залу №7

 

Что касается интерактивной составляющей, без которой сегодня немыслима работа любого серьезного интернет-портала, то ее разработчики решили вынести на внешние ресурсы – социальные сети. Уже реализована интеграция портала ГМИИ с социальными сетями «ВКонтакте», Facebook и Twitter.

В стадии обсуждения находится реализация таких возможностей для посетителей, как онлайновая продажа билетов, заказ экскурсий, приобретение репродукций в высоком разрешении и т. д.

«Наш век – век репродукций. Это ощущают на себе все, не только музеи изобразительного искусства. Люди перестают ходить в концертные залы, слушают музыку в записи. Однако слушать живое звучание, пусть даже с некоторыми ошибками и огрехами исполнителя, и слушать очищенную от ошибок и обработанную запись – совсем не одно и то же. Конечно, детальное увеличение произведений искусства позволяет посетителям нашего портала увидеть целый ряд деталей, который от них могли бы ускользнуть в зале музея, однако живого контакта с произведением это никак не заменит. Поэтому музеям необходимо не только широко использовать информационные технологии, но и вести масштабную просветительскую работу, разъясняя людям необходимость и важность знакомства непосредственно с подлинником, а не только с его высококачественной репродукцией», – заявила директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Александровна Антонова.

Автор: Григорий Рудницкий.

Тематики: Маркетинг, Web

Ключевые слова: веб-сайт, Рунет, сайт