Взаимосвязь выбранных организаторами тем очевидна уже потому, что расходы на софт, которые несут компании любого масштаба и в любой области деятельности, возрастают год от года. Причин тут, скорее всего, несколько: это и ускоряющееся развитие рынка ПО, и постепенно меняющееся отношение компаний к использованию лицензионного софта, и усиление регулирования рынка, и, конечно, повышение внимания к вопросам безопасности.
В недалеком прошлом в большинстве компаний, бывало, использовалось – в том или ином масштабе - пиратское ПО. Ситуация стала меняться во многом благодаря тому, что в Россию пришла методология SAM — Software Asset Management (управление программными активами). Компания Softline одной из первых на российском рынке стала предлагать партнерские программы с использованием подобной практики и среди конкурентов добилась в этом, пожалуй, наибольшего успеха.
Илья Панкратов, заместитель руководителя департамента бизнес-консалтинга ГК Softline: «Наши специалисты воплощают в жизнь по 150-200 проектов в области SAM в год. Полученные на этой основе данные и явились материалом для исследования лицензионной чистоты в российских компаниях»
В течение длительного времени специалисты Softline воплощают в жизнь по 150-200 подобных проектов ежегодно. В результате, по словам заместителя руководителя департамента бизнес-консалтинга компании Ильи Панкратова, за 10 лет, прошедших с момента начала работы в этом направлении, в их распоряжении оказалось множество различных данных, результатов анализа рынка программного обеспечения. Именно они и явились основным фактическим материалом для презентованного в ходе мероприятия исследования лицензионной чистоты в российских компаниях пяти отраслей: промышленного производства, ТЭКа, строительства, розничной торговли и образования.
Отвечая в интервью порталу ICT-Online.ru на вопрос о ценности и итогах исследования, руководитель департамента бизнес-консалтинга ГК Softline Владимир Разуваев сказал: «Основная цель [исследования] заключалась в том, что мы хотели понять, насколько мы в России соответствуем общепринятым европейским и американским стандартам в области легальности. Поэтому мы старались взять такую выборку, которая была бы действительно репрезентативной, и явилась бы средним показателем по всей стране».
Владимир Разуваев подчеркнул, что в исследование вошли данные, полученные в результате диалога с заказчиками исключительно из большого числа крупных и средних предприятий. «Если мы включим в исследование, скажем, SMB, – то получим другие цифры, добавил эксперт. – Взяв же в качестве основы крупный и средний бизнес, мы получили цифры, которые приближены к европейским. И эти цифры достаточно хорошие».
Чем же хороша методика Software Asset Management, и что ее использование может дать предприятию? Чтобы это понять, стоит обратиться к данным, приведенным в упомянутом выше исследовании.
Руководитель направления SAM департамента бизнес-консалтинга ГК Softline Павел Пучков: «В среде крупных компаний практически отсутствует использование пиратского ПО. Но очень важно, чтобы и легальное долицензирование проходило грамотно, без ошибок»
В настоящее время, по словам руководителя направления SAM департамента бизнес-консалтинга ГК Softline Павла Пучкова, в среде крупных компаний практически не используется пиратское ПО. Но необходимое дополнение и обновление легальных лицензий, которое все равно является необходимостью, налагает на предприятия ощутимые затраты. Так, в среднем они ежегодно составляют 72 тыс. рублей на сервер и примерно 4,5 тыс. рублей – на каждый десктоп. Поэтому столь важно проводить долицензирование грамотно, без ошибок.
Данные же исследования говорят о том, что при выборе и покупке новых лицензий многие предприятия такие ошибки допускают – и порой весьма существенные. Среди подобных просчетов – бессистемная закупка и списание ПО, избыточность лицензий для решения конкретных производственных задач, предпочтение «вечных» лицензий облачным, ошибки лицензирования, связанные с ростом и обновлением ИТ-инфраструктуры, размытая ответственность за использование программного обеспечения и контроль над степенью лицензионной чистоты. Использование SAM как раз и помогает сэкономить на долицензировании – путем использования приложений из облака. Это позволяет, согласно данным исследования, снизить стоимость затрат на дополнительное ПО на 8-22% (для разных секторов экономики) - по сравнению с покупкой «вечных» лицензий.
Но готов ли сам бизнес перейти «в облака», и, таким образом, сэкономить на затратах в области ПО? И что можно сделать, чтобы эта готовность стала повсеместной? Отвечая на вопрос корреспондента ICT-Online, Владимир Разуваев напомнил: усредненные данные исследования говорят о том, что сегодня благодаря переходу в облака можно получить до 10-15% экономии. Конечно, это не принесет моментальный результат: надо будет еще реорганизовать инфраструктуру, потратиться на обучение сотрудников, на хранение данных, обеспечить соблюдение законодательства в области персональных данных и т.д. Но главное, при переходе на подписочный сервис — а такие проекты реализуются в среднем за год – можно действительно сэкономить эти самые 10-15%.
Руководитель департамента бизнес-консалтинга ГК Softline Владимир Разуваев: «Благодаря переходу ПО в облака можно получить до 10-15% экономии. Это существенный фактор, потому, что деньги считают все. Хотя это и не сиюминутная выгода»
Ответ на вопрос о готовности предприятий относится больше не к финансовой, а к ментальной составляющей российского бизнеса: руководители предприятий часто еще боятся облаков, боятся утраты информации, угроз в области безопасности. Хотя, по большому счету, в большинстве крупных предприятий уже представлены частные облака. А частное облако – это точно такое же облако, но только внутри предприятия. Здесь ничего не мешает и, в принципе, ничего не угрожает. То же самое можно сказать о публичных облаках, где защита корпоративных данных в разы выше, чем внутри компании.
«Чтобы готовность к переходу на облачный сервис стала выше, надо больше объяснять и просвещать, — считает Владимир Разуваев. — На примере проектов SAM это хорошо видно. Когда заказчик знает, сколько он тратит на лицензии сейчас и сколько будет тратить при переходе в облако, выгода становится очевидной». Важно, что вся информация по сравнительной стоимости ПО входит в стандартное предложение по SAM. Заказчик, решаясь на такой проект, получает бесплатно эту информацию, и видит, что сейчас он тратит столько денег, а при переходе в облако – будет тратить столько.
Крупные вендоры, такие, как Microsoft или Oracle, еще не готовы сразу «обрубить каналы» и перейти полностью в облако. Они это делают путем предоставления скидок, еще каких-то вещей — своеобразного «задабривания» заказчика. Поэтому вопрос готовности и перехода — это вопрос небольшого периода времени.
Что касается крупного и среднего российского бизнеса в целом, то, по словам Владимира Разуваева, кто-то принимает решение о переходе, кто-то говорит, что еще боится и будет смотреть, как это делают другие, что будет у них. «Но с уверенностью можно сказать одно - переход в облака неминуем, еще года три-четыре – и мы в любом случае туда перейдем. Это вопрос эволюции», — утверждает спикер.