Игроки российского рынка интернет-торговли пожаловались на правила предустановки отечественных приложений на гаджеты. Соответствующее письмо АКИТ (Ассоциация компаний, формирующих более 60% объема российского рынка интернет-торговли) направила зампредседателю правительства Дмитрию Чернышенко. Обращение есть у РБК, его подлинность подтвердил один из крупных участников российской интернет-торговли.
С апреля на всех гаджетах, ввезенных в Россию, производитель обязан предустанавливать отечественные программы. Перечень программ определяет Минцифры. Сейчас правительство рассматривает постановление, которое сделает обязательным предварительную установку программ для приобретения товаров дистанционным способом (с маркетплейсов). Производители будут предустанавливать приложение единственной компании (или двух компаний, если разница между количеством пользователей их мобильных приложений менее 5%).
«Проект постановления противоречит базовым принципам конкуренции, поскольку создает искусственные преференции отдельному игроку», — считают в АКИТ.
В ассоциации отметили, что доля зарубежных компаний на рынке интернет-торговли в России составляет не более 14%. Приложения зарубежных интернет-магазинов предустанавливаются на коммерческой основе, а не на безвозмездной.
В АКИТ указали, что постановление таким образом не решает свою ключевую задачу — поддержку российских компаний в борьбе с иностранными конкурентами, а только играет на руку конкретному маркетплейсу. «Предустановка фактически является финансовой мерой поддержки на маркетинговые расходы для конкретного хозяйствующего субъекта», — говорится в письме.
АКИТ уточнила, что затраты на коммерческую предустановку одного приложения на 32,5 млн устройств, ежегодно продаваемых в России, могут составлять свыше 1,6–2,2 млрд руб. при цене предустановки одного приложения на одно устройство от €0,6 до €0,8.
Ассоциация добавила, что предустановка одного или двух маркетплейсов нивелирует инвестиции других игроков рынка в повышение качества сервиса и развитие инфраструктуры.
«Хотелось бы отметить, что предустановка уже привела к искажению конкуренции на рынке интернет-торговли. Так, компании, получившие право на предустановку своих приложений, предустанавливают «супераппы», содержащие функции других сегментов рынка, таким образом получая необоснованные преимущества. Текущий проект постановления еще больше может усугубить дисбаланс в конкуренции, в том числе между интернет-магазинам», — резюмировала АКИТ.
РБК обратился за комментарием в пресс-службу аппарата правительства.
Президент АКИТ Артем Соколов сообщил РБК, что ассоциация не поддерживает подход с выделением отдельных игроков онлайн-торговли. «Сегодня у нас отличный высококонкурентный рынок качественных сервисов, где компании соревнуются друг с другом не только своими приложениями, но скоростью доставки, географией покрытия, программами лояльности. И этот баланс нарушать нельзя, именно благодаря конкуренции появляются новые сервисы. <...> Только клиент, а не государство может решать, кого он выберет», — пояснил он.
По словам Соколова, сегодня в России доля электронной коммерции в торговом обороте составляет только 8,5%, тогда как на развитых рынках этот показатель достиг 30%.
«Смысл предустановки приложений заключается в том, чтоб предоставить конкурентные преимущества отечественным производителям ПО по сравнению с иностранными, — сказал РБК Сергей Лебедев, вице-президент по связям с государственными органами «AliExpress Россия». — В отрасли электронной коммерции более 80% рынка занимают именно российские компании. Включение в предустановку одного российского предложения дает компании, владеющей этим приложением, серьезное конкурентное преимущество перед другими отечественными игроками. Это нарушает принципы свободы конкуренции и свободы торговли. Кроме того, наличие такого приложения в предустановках в текущем году автоматически обеспечит его лидерство по установленным критериям выбора и в следующем году».
Сергей Беляков, управляющий директор Ozon, заявил РБК, что предустановка какого-либо ПО в принципе может создать искусственные преимущества, а это обесценивает инвестиции игроков в развитие высококонкурентного рынка и подрывает основы конкуренции.
В Wildberries отметили, что «на различных этапах согласования инициативу блокируют участники с выраженным конфликтом интересов, которые или не хотят участвовать в открытом конкурсе из-за страха поражения, или же не могут из-за иностранных владельцев бизнеса».
С 1 апреля в России вступил в силу закон, согласно которому на каждый ввезенный в страну гаджет производитель обязан предустанавливать отечественные программы. Приложения для установки были выбраны Минцифры. По словам представителя ведомства, им направили около 100 заявок. В итоге перечень включили 16 российских приложений, в основном от «Яндекса» и Mail.ru.
Отдельные производители начали предустановку приложений раньше. Так, компания Samsung в марте стала устанавливать на смартфоны неудаляемые отечественные приложения, объяснив это опубликованным законом. Минцифры в конце апреля разработало проект поправок, по которому производители должны обеспечить возможность удаления всех предустановленных приложений.
В сентябре стало известно о еще одном проекте поправок Минцифры, который расширяет список отечественных приложений для предустановки. Как писала газета «Известия», ссылаясь на документ, в перечень могут добавить четыре приложения, в том числе онлайн-магазин. Обязательные ПО будут выбираться Минцифры по принципу их популярности на основе ежегодного рейтинга, проводимого ведомством. Аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян сообщил, что появление обязательного приложения интернет-торговли может негативно повлиять на конкуренцию в этом сегменте. По его мнению, в России большое количество интернет-магазинов, поэтому выделять только один — некорректно.
Анна Левинская, Анна Громова, Дарья Чебакова