Одной из точечных антикризисных мер поддержки ИТ-отрасли, которые были приняты правительством в рамках национального проекта "Цифровая экономика", стали отсрочки от военной службы для сотрудников ИТ-компаний. По данным заместителя министра цифрового развития Максима Паршина, этой льготой в весенний призыв воспользовались 7695 человек, в осенний, который начинается с 1 октября – 7806 человек. Однако это число составляет лишь 4,4% от общего количества всех сотрудников ИТ-компаний в возрасте от 18 до 27 лет. По оценкам, которые были озвучены в ходе онлайн-совещания Минцифры с представителями отрасли, которое прошло 2 сентября, в призывном возрасте находится около 25,5% сотрудников ИТ-компаний. Высказывались также оценки, что ограничения по здоровью имеет до 40% ИТ-специалистов.
Объявленная 21 марта частичная мобилизация вызвала в отрасли целый ряд опасений, которые пока не были развеяны ни профильным, ни оборонным ведомствами. Тем более, что призыву подлежат рядовые и сержанты в возрасте до 35 лет, младшие офицеры до 50 лет и старшие до 55 лет. Не решен и целый ряд вопросов с трудовыми правами мобилизованных, их принятие только планируется. "Ранее анонсированные поправки "Единой России" в Трудовой кодекс о гарантиях трудовых прав участников СВО, как мобилизованных, так и добровольцев, будут внесены до следующего заседания Госдумы. Будем просить коллег принять их в ускоренном порядке", - сообщил председатель комитета Государственной думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн в телеграмм-канале. Эти поправки, в частности, сохраняют рабочие места за участниками СВО.
При этом среди тех, кто имеет право на отсрочку (согласно опубликованному разъяснению Минобороны, это работники предприятий оборонной промышленности, признанные временно не годными по состоянию здоровья, занятые постоянным уходом за членом семьи либо за инвалидами I группы, имеющие на иждивении 4 и более детей в возрасте до 16 лет, те, чьи матери кроме них имеют 4 и более детей в возрасте до 8 лет и воспитывают их без мужа), ИТ-специалистов нет. Также в разъяснениях Минобороны указывается на то, что мобилизации не подлежат те, кто не стоит на воинском учете или находится в отставке.
"Ранее введенная отсрочка от призыва ИТ и ИБ-специалистов не распространяется на мобилизацию и люди будут задумываться, верить обещаниям или нет. Хорошо бы, чтобы Минцифры дало разъяснение по этому вопросу, - пишет в телеграмм-канале ведущий блога "Бизнес без опасности" Алексей Лукацкий. - Не хочется быть Нострадамусом, но, похоже, повторится история с первыми днями после 24-го февраля - часть впечатлительных специалистов покинет страну или уже покинула ее, и вопрос нехватки кадров поднимется с новой силой".
"Основная задача - восполнить дефицит наиболее востребованных специалистов, - назвал цели мобилизации в интервью "Парламентской газете" глава Комитета Государственной думы по обороне Андрей Картаполов. - Это могут быть командиры отделений артиллерийской разведки, специалисты по применению беспилотных летательных аппаратов, наводчики артиллерийских орудий, специалисты-ремонтники по восстановлению техники, вооружения, средств связи, стрелкового оружия и приборов наблюдения и так далее. То есть призыв будет точечным, "хватать и массово ссылать на фронт", о чем сейчас кричат некоторые оппозиционные издания и паблики в соцсетях, никого не станут".
У юристов, в том числе тех, которые специализируются на помощи призывникам и кадровым военным, нет опыта работы в условиях мобилизации. Пресс-службы Минобороны и Минцифры не ответили на запросы ComNews.
Яков Шпунт