OTT представляет собой технологию доставки видео- и аудиоконтента на воспроизводящее устройство пользователя (компьютер, TV-приставку, планшетник, мобильный телефон) через сеть Интернет, используя HTTP-протокол.
Об этом говорится в исследовании J’son & Partners Consulting. По данным компании, объем сегмента рынка ОТТ-ТV (предоставление ТВ-услуг с использованием технологии ОТТ) в 2012 г. составил 800 млн руб., но в 2020 г., как полагают аналитики J’son & Partners Consulting, объем сегмента ОТТ-ТV составит 6,1 млрд руб.
В перспективе 2010-2020 гг. опережающие темпы роста демонстрируют сегменты VоD (video-on-demand), EST и sVoD (по подписке). "Так, по средним темпам роста в 2010-2020 гг. лидерами являются сегменты VOD (69% в год) и sVoD (64% в год), - уточнил в беседе с ComNews эксперт J’son & Partners Consulting в области платного телевидения и новых медиа Владимир Байдин. - По средним темпам роста в 2013-2020 гг. лидерами являются сегменты EST (33% в год) и VoD (32% в год)".
ОАО "МегаФон" тоже считает VoD перспективным направлением. "Что касается сервисов VoD как части продукта OTT-телевидения, то мы полагаем, что он будет являться составляющей конечного продукта телевидения для пользователя, и мы работаем в этом направлении", - подчеркнул в беседе с ComNews представитель пресс-службы "МегаФона".
Как пишется в исследовании J’son & Partners Consulting, конкуренция в сегменте aVoD (бесплатный просмотр с рекламой) усилится, что приведет к снижению доходности этого сектора, а также к снижению темпов роста и консолидации в среднесрочной перспективе.
Рынок платного ТВ также рассматривается как база для развития OTT-TV. К 2020 г., по прогнозам, проникновение платного ТВ достигнет 80%, а объем рынка составит 168 млрд руб. "Прогнозируется сокращение доли кабельного ТВ с 70% до 50% и увеличение доли IPTV до 14% к 2020 г.", – подсчитали авторы исследования.
Операторы связи тоже не сомневаются в росте рынка OTT. "По нашим прогнозам, доля ОТТ в среднесрочной перспективе будет расти на 10-15% ежегодно, этому будет способствовать развитие операторской инфраструктуры в российских регионах - в частности, запуск сетей по доставке контента, умощнение пропускной способности оптических сетей, а также рост предложения ОТТ-продуктов от основных игроков рынка", - рассказал представитель ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС ) Дмитрий Солодовников.
МТС интересно развитие ТВ-сервисов по модели ОТТ, и оператор уже начал проект по дистрибуции телевизионного контента для внешних сетей. "Сейчас МТС ведет переговоры с рядом операторов. В дальнейшем мы приступим к строительству собственной CDN-сети, которая обеспечит качественную доставку тяжелого контента в российские регионы. Планируется, что мы запустим ее в коммерческую эксплуатацию в 2015 г. и сможем предложить абонентам комплексный ОТТ-продукт МТС", - заверил репортера ComNews Дмитрий Солодовников.
"Учитывая полную мизерность нынешних цифр, то рост будет на порядки. Так, потребление VoD и SVoD выросло за последние три года в несколько раз. Сейчас каждый пятый абонент "Ростелекома" пользуется услугой "видео по запросу" хотя бы раз в месяц. Среднее потребление услуги – четыре единицы контента на одного VoD-абонента", - констатирует представитель пресс-службы ОАО "Ростелеком".
"Мы прогнозируем рост пользования OTT-телевидением как в плане просмотра эфирного ТВ, так и в плане использования VoD-контента. По нашим оценкам, услуга OTT-ТV будет максимально востребована при предоставлении потребителю возможности просмотра контента на любом устройстве - как на мобильном девайсе, так и на домашнем экране или компьютере", - считает представитель "МегаФона".
"На мой взгляд, игроки рынка ШПД (из тех, кто этого еще не сделал) будут развивать ТВ-бизнес за счет запуска собственного ОТТ-сервиса или же сотрудничать с существующими видеопорталами, монетизируя проходящий через сети других операторов трафик или работая по схеме разделения доходов", - подытожила в беседе с ComNews руководитель департамента маркетинга проводного Интернета и ТВ-услуг ОАО "ВымпелКом" Анна Рыжикова.
Андрей Федосеев