Запрос предложений НПФ по оформлению переводов пенсионных накоплений граждан через сеть салонов МТС (насчитывает около 6 тыс. торговых точек) сотовый оператор проводит через сайт tenders.mts.ru. Как сказано в техническом условии, отбор фондов-партнеров идет "без каких-либо условий эксклюзивности для контрагентов", по итогам ежеквартального анализа рынка сервис могут перевести на предложивший лучшие условия НПФ. "Основные критерии отбора НПФ-партнеров — рейтинг надежности агентства "Эксперт РА" не ниже А+ и качество коммерческого предложения",— сообщил пресс-секретарь МТС Дмитрий Солодовников. Сколько фондов уже готовы сотрудничать с сотовым оператором, в МТС пока не раскрывают.
В случае успеха проекта это будет, по сути, первый опыт сотовых операторов по работе на рынке пенсионных накоплений. Рассматривают возможность запуска подобной услуги и в "Вымпелкоме". "Решение о предоставлении такого сервиса принимает дилер и самостоятельно договаривается с НПФ. В настоящее время мы оцениваем спрос на эту услугу среди абонентов",— сообщили в пресс-службе Tele 2. В пресс-службе "Мегафона" вчера от комментариев отказались. Вместе с тем с пенсионными фондами активно работает сотовый ритейлер "Связной" (2,7 тыс. магазинов). Возобновить продажи ОПС в первом квартале намерена и "Евросеть" (4 тыс. магазинов), по сведениям источников до 2015 года сотрудничавшая с несколькими фондами.
Ключевой для НПФ вопрос — будет ли у граждан возможность получить такую услугу единомоментно, с оформлением необходимых для перехода договора с НПФ и заявления в ПФР, или переход будет сопровождаться посещением офисов ПФР, МФЦ или заверением документов у нотариуса.
"Усиленная цифровая подпись сегодня единственный способ оказать услугу. Без нее продажи через сотовых операторов станут практически невозможны",— отмечает гендиректор НПФ "Согласие" Александр Вьюницкий. Пока же оформление электронной подписи — вопрос перспективы, пусть и краткосрочной. "Переход на электронный документооборот предусмотрен стратегией развития этой услуги на 2017 год",— говорит Дмитрий Солодовников. Вместе с тем в сетях "Связной" и "Евросеть" такая возможность есть уже сейчас.
Участники рынка указывают и на ряд других сомнительных с точки зрения НПФ условий: вся логистика по доставке договоров, в том числе из региональных филиалов, ложится на фонд-партнер, он же берет на себя обязанность проведения "антифродовых мероприятий" (прозвон клиента, дополнительная проверка документов перед отправкой в ПФР). Как отмечает гендиректор "ВТБ Пенсионный фонд" Лариса Горчаковская, сотрудничество в этом проекте пока для фонда интереса не представляет, использование банковского канала гарантирует привлечение клиентов с понятной кредитной историей и обеспечивает фонду клиентов с высоким средним счетом. Еще один сдерживающий фактор — высокий процент выбраковки договоров. "В Европейском НПФ (присоединен к НПФ "Сафмар".— "Ъ") мы работали c сотовыми ритейлерами. Они хорошо продают, но был большой процент отбраковки на уровне внутреннего контроля фонда",— отмечает исполнительный директор НПФ "Сафмар" Евгений Якушев.
Однако с учетом широкой филиальной сети сотовых операторов, а также их обширной клиентской базы (у МТС более 80 млн клиентов) ни в одном из опрошенных НПФ не исключили возможности такого сотрудничества, особенно с учетом анонсированного Минфином и ЦБ запуска индивидуального пенсионного капитала (см. "Ъ" от 14 декабря 2016 года). "Целевая аудитория сотовых операторов в целом моложе, чем у банков. С точки зрения продаж ОПС она может быть не так интересна из-за невысокого среднего счета, а вот с точки зрения индивидуальных пенсионных планов выглядит очень перспективно",— считает гендиректор НПФ "Будущее" Николай Сидоров. Как отмечает господин Вьюницкий, "у оператора есть согласие от клиента на обработку персональных данных, благодаря чему он может начать активные привлечения при помощи телемаркетинга".
По оценке директора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Юрия Ногина, на банковский канал сейчас приходится до 70% от общего объема привлечения по ОПС. Однако, по его мнению, сотовые операторы смогут составить конкуренцию действующим игрокам, особенно с использованием технологии Big Data (она позволит отобрать потенциального клиента по заданным параметрам) и объема клиентской базы. Вместе с тем, по словам гендиректора консалтинговой компании "Пенсионный партнер" Сергея Околеснова, "продажи ОПС требуют высоких компетенций сотрудников, постоянного взаимодействия с фондом-партнером, создания максимально комфортных для граждан условий перехода. Если же оператор будет ориентироваться лишь на размер агентского вознаграждения, велик риск низких сборов и некачественных продаж".
Павел Аксенов