Сразу же можно сказать, что в общем и целом участники мероприятия, проходившего в пресс-центре агентства, сошлись в одном. Несмотря на то, что в недрах банковского сообщества якобы готовилось письмо в ЦБ РФ с обращением, призывающим к пересмотру подобных планов, а Федеральная антимонопольная служба отрицательно отозвалась о разрабатываемом законопроекте, мотивируя это возможным ущемлением прав граждан, члены работающих в российском финансовом поле организаций вовсе не выступают однозначно против его реализации. И поэтому дело тут не в том, что кто-то против внесения изменений в законодательство, а в том, как отметила в своем выступлении председатель Правления Некоммерческого партнерства «Национальный платежный совет» (НП «НПС») Алма Обаева, когда внедрить эти изменения, и как это лучше сделать.
А.Обаева: перевод бюджетных платежей на карты МИР – задача непростая, и надо постараться сделать так, чтобы этот переход прошел безболезненно
По словам А.Обаевой, банкиры не против перехода в области бюджетных платежей на карты МИР, однако «массовая эмиссия новых карт с открытием счетов, со всеми вытекающими процедурами внутрибанковских операций – что предусмотрено законопроектом» – это не простая задача. И в особенности – для крупнейших банков, обслуживающих множество как бюджетных, так и внебюджетных организаций. Ее решение требует времени.
Безусловно, НСПК за прошедший год проделала огромную работу, и обеспечила, в результате, достаточно высокую степень приема карт МИР. Но все равно при рассмотрении законодательных нововведений вопрос эмиссии является ключевым.
Кроме того, А.Обаева обратила внимание и на то, что в настоящий момент в функционале карт МИР отсутствуют программы лояльности. А это, безусловно, не делает их более привлекательным в глазах тех, для кого они, собственно, и предназначены.
Достаточно категорично опроверг отрицание банкирами новых законодательных планов коммерческий директор АО «Национальная система платежных карт» (НСПК), член Правления данной организации Сергей Радченков. «Мы общаемся с банками достаточно плотно, на ежедневной основе, обладаем всей информацией… и всю ситуацию знаем досконально» - аргументировал он данное мнение. Согласно данным С.Радченкова, те нововведения в законодательство, которые разрабатывались уже достаточно давно, и о которых идет речь, банками были приняты положительно. «Мы не видели ни от одного банка того, что было приведено в озвученных информационных поводах» - добавил он.
С.Радченков: Необходимость реализации предлагаемых в законопроекте ускоренных сроков внедрения карт МИР объясняется, в том числе, и вопросами безопасности
Необходимость реализации предлагаемых в законопроекте ускоренных сроков внедрения карт МИР С.Радченков объяснил заботой об обеспечении безопасности платежей – и, в частности, мобильных, в сторону которых сейчас делается заметный акцент в банковской области. Токенизация, как сервис, работает на платформах глобальных международных платежных систем. В 2014 году, напомнил эксперт, огромное количество клиентов было отключено от банковских сервисов. Чтобы это не повторилось – надо делать все быстрее, ведь НСПК дает гарантию безопасности платежей, замкнув на себя все транзакции.
Значительно более осторожно ситуацию с безоговорочным одобрением нового законопроекта оценил исполнительный вице-президент АРБ Эльман Мехтиев. Он обратил внимание аудитории на то, что даже с точки зрения простой логики сделать за 11 месяцев, которые остались до гипотетического срока вступления в силу нового законопроекта (если в него не будут внесены поправки), то, что в бюджете кредитных организаций рассчитывалось на 3 года, практически невозможно. Конечно, банкиры не будут открыто возражать Центробанку, если их спросят, не против ли они введения таких нормативов. Все-таки регулятор – есть регулятор. Но в пределах банковских ассоциаций несогласие порой звучит. Впрочем, относится оно, действительно, не к дилемме «переходить – не переходить» на новые правила. Не согласны банкиры со сроками этого перехода.
Э.Мехтив: Банкиры не согласны не с переходом на карты МИР, а со сроками этого перехода
Основания быть недовольными у них, похоже, есть. Ведь существующая сейчас инфраструктура социальных и прочих бюджетных платежей не позволяет осуществлять изменения во многих из них дистанционно. Кроме того, многие из тех, кто будет вынужден пройти через это, является пенсионером, а, значит, может быть просто не знаком с Интернетом. В результате легко можно предвидеть наплыв посетителей, сначала – в банковских отделениях, для открытия карт МИР, затем - в соответствующих бюджетных организациях.
И это еще только цветочки. С очередями в отделениях, по словам Э.Мехтиева, банки кое-как справятся. Конечно, придется увеличивать затраты – как минимум, для того, чтобы повысить численность сотрудников в и без того тесных (особенно в свете закрывающихся отделений) розничных офисах. Но потом пойдет вторая волна – когда посетители придут в банковские отделения получать, например, пенсию. Что будет, если пенсионер перепутает, и сообщит в ПФР неправильный номер счета? Пенсионному фонду все равно, куда переводить деньги. В результате пенсию свою гражданин сразу не получит, и это уже прямой повод для возрастания социальной напряженности. В нагнетании которой, особенно с учетом грядущих в 2018 году выборов, можно теоретически легко обвинить именно банки.
Что же касается новых технологий, и, в частности, той же токенизации – они касаются и карты МИР. При этом токенизация – всего-навсего способ управления счетом. Если весь трафик и счета контролируются – то, будет она или нет - никто никого не отключит.
Поэтому главное, что, с точки зрения Э.Мехтиева, надо сделать, чтобы все прошло гладко – это, во-первых, составить разумный план-график развертывания карты МИР, например, как это предлагалось А.Обаевой – по 35% в год. И, во-вторых – ввести другую нумерацию счетов, на которые будут приходить бюджетные средства. Тогда и ПФР сможет проверять, куда эти средства идут. «Как профессиональная ассоциация – мы говорим: давайте не создавать из нормальной ситуации экстремальную. Если невозможно прописать по 35% каждый год – давайте найдем другой способ решения проблемы» - подытожил свое выступление Э.Мехтиев.
Надо сказать, что работа по совершенствованию нового законопроекта ведется в разных организациях. В частности, в Ассоциации «Россия» активно разрабатываются поправки по нескольким направлениям. Об этом участникам пресс-конференции рассказала член Правления, вице-президент Ассоциации Алина Ветрова.
А.Ветрова: Надо найти разумный компромисс между необходимостью и желанием развивать карту МИР и строгим сроком, когда все это надо сделать
Первое направление – это оптимизация сроков переходного периода. Задача здесь - найти «разумный компромисс между необходимостью и желанием развивать карту МИР и строгим сроком, когда все это надо сделать». Эксперты «России» предлагают средний вариант, т.е. с определенной даты – например, с даты вступления Закона в силу или с кокой-то другой, близкой даты, - запретить банкам выпускать к счетам, на которые осуществляются бюджетные выплаты, какие-то другие платежные инструменты, кроме национальных. В результате, когда закончится срок действия старой карты, и человек придет за получением новой – он получит уже карту МИР. С учетом среднего срока жизни карты, определяемого обычно в 1,5 года, через это время большинство банковских клиентов будут в любом случае получать бюджетные средства на карты МИР.
Второе направление – работа с социальными службами, ПФР и другими организациями по вопросу выделения специального счета, реквизиты которого будут находиться в реквизитах счета физического лица. После заранее определенного срока бюджетные организации обязаны будут принимать заявления только с указанием именно такого рода счета. Таким образом, они смогут однозначно идентифицировать, что это именно тот счет, который нужен.
Нужно определить на все это срок, например, в 2 года – причем с момента вступления Закона в силу. И тогда можно будет осуществить гармоничный переход получения бюджетных средств на счета, привязанные к картам МИР.