Эксперты оценивают цифру 573 млрд руб. как среднюю. По сравнению с рынком Великобритании (45 млрд долл., 9,6% от розничной торговли) или Китая (296 млрд долл., 4% от розничной торговли) российский рынок небольшой (примерно 17 млрд долл. по курсу 2013 года или 2,2% от розничной торговли). Однако он больше, чем, например, итальянский рынок (5 млрд долл. или 1,6% от розничной торговли). Крупнейшими сегментами рынка являются "Бытовая техника и электроника" (125,5 млрд руб.), "Гипермаркеты" (85 млрд руб.), "Одежда и обувь" (74,2 млрд руб.).
По прогнозам экспертов, до 2018 года интернет-продажи будут расти в среднем на 20,2% в год. "Это базовый сценарий, который может быть скорректирован, если негативные тренды в экономике усилятся. Тогда возможен вариант роста рынка на 5-7%", - говорит Владимир Байдин, руководитель департамента корпоративных финансов и международных связей J'son & Partners Сonsulting.
Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) прогнозирует, что объем рынка интернет-торговли в конце 2014 года составит 20 млрд долл. "Сейчас доля интернет-торговли в России около 3% от общего объема ретейла, а к 2020 году она может достигнуть 10%. Потенциал роста в первую очередь связан с проникновением Интернета, увеличением числа интернет-покупателей в регионах, бурным развитием трансграничной торговли, доля которой в общем объеме электронной коммерции по итогам 2014 года составит 30-35%", - говорит Виталий Жигулин, исполнительный директор АКИТ.
Общее количество интернет-магазинов в России в 2013 году превысило 39 тыс. По данным АКИТ, сейчас их более 40 тыс. И только 5% обслуживает 90% всего объема заказов. "Количество новых интернет-проектов в сфере электронной коммерции будет увеличиваться, а также будут происходить процессы по консолидации действующих игроков рынка", - говорит Виталий Жигулин.
Такой точки зрения придерживаются и эксперты J'son & Partners Сonsulting: "Мы полагаем, что число новых магазинов будет расти, но значительная их часть начнет выбывать в первый же год работы. За счет этого, а также за счет наметившейся тенденции к консолидации, общее количество магазинов если и будет расти, то медленно. Благоприятными факторами для открытия новых магазинов являются незначительные барьеры входа и низкое проникновение интернет-торговли в России. Закрытие большинства магазинов в первый же год работы обусловлено значительным уровнем конкуренции".
J'son & Partners Consulting проанализировали 172 крупнейших российских интернет-магазина в 20 основных сегментах интернет-торговли. Среди 172 участников рынка более половины используют классическую модель интернет-торговли: продажа товаров происходит только через глобальную сеть. Остальные компании используют смешанную стратегию сбыта: продают товары более чем через один канал. Вторым каналом сбыта у крупнейших интернет-магазинов России, как правило, выступают розничные продажи. Также онлайн-продавцы используют каталожную и ТВ-торговлю. "Такое распределение является стандартным, - говорит Ксения Хизова, руководитель web-аналитики университета "Синергия". - Те компании, у которых хватает бюджета на развитие, поддерживают розницу, каталоги и ТВ. Как правило, это крупные игроки. Наличие розничных магазинов решает проблему доставки, они работают как пункты самовывоза".
По словам эксперта, для сегмента "одежда и обувь", который является одним из крупнейших по обороту, сегодня характерна продажа только через соцсети, без собственного интернет-магазина. "Таких магазинов очень много, однако они никак не учитываются в исследовании. И такая тенденция для сегмента fashion будет сохраняться. Поэтому общий темп роста составит 20-23%. А вот рост мобильных приложений для интернет-магазинов в течение следующих трех лет повторит путь взрывного роста интернет-торговли в 2000-2013 годах", - считает Ксения Хизова.
Исследование также показало, что большинство интернет-магазинов России не имеет собственных курьерских служб и использует услуги различных операторов доставки. Самой популярной службой доставки остается "Почта России" ввиду рекордного количества отделений - 42 тыс. Также в России становится все более популярным фулфилмент - аутсорсинг таких логистических процессов, как комплектация, сортировка, упаковка, маркировка, отгрузка товара и обработка заказов. "Содержание собственных логистических подразделений обременительно для интернет-магазинов, нужна стабильная загрузка, - говорит Ярослав Плинк, глава маркетинговой компании ITM Group. - Аутсорсинговая модель позволяет оплачивать издержки, связанные с реальными продажами: продавец несет расходы только по конкретным выполненным заказам, при этом существуют лимиты, позволяющие полностью или частично переносить расходы по доставке на покупателя. Так, стоимость доставки в пределах одного города составляет 250-400 руб., доставка бесплатна при заказе свыше определенной суммы".
Инна Зубарева