Вчера Каха Кобахидзе покинул должность гендиректора "Эльдорадо", новым руководителем сети станет Игор Долежел, сейчас занимающий должность вице-президента "Эльдорадо" по маркетингу, рассказали два собеседника "Ъ", осведомленные о перестановках. В PPF вчера подтвердили эту информацию, уточнив, что до завершения необходимых административных процедур обязанности гендиректора будет исполнять вице-президент по безопасности и правовой поддержке бизнеса "Эльдорадо" Олег Суковатов.
PPF хочет видеть на посту гендиректора "Эльдорадо" своего представителя, объясняют собеседники "Ъ", а господин Долежел давно работает в структурах чешской группы. В частности, он возглавлял департамент продаж и входил в совет директоров российского Хоум Кредит энд Финанс банка (100% контролируется группой PPF). После выхода группы Home Credit на рынок Белоруссии в 2007 году возглавил наблюдательный совет местного представительства банка. До прихода в структуры PPF Игор Долежел работал управляющим директором чешского представительства немецкого пищевого производителя Dr. Oetker.
До "Эльдорадо" Каха Кобахидзе почти 16 лет проработал в Indesit, возглавлял ее российское подразделение, а затем занимал должность регионального директора по странам СНГ, Южной и Центральной Америки, Океании, Африки, а также Австралии, Турции, Китаю и Индии. Именно под его руководством Indesit начала поставлять технику в Россию напрямую, а затем и открыла собственное производство в стране. Приход господина Кобахидзе в "Эльдорадо" в сентябре 2009 года игроки рынка связывали с завершением периода антикризисного менеджмента и началом нового этапа развития компании. Один из акционеров PPF Иржи Шмейц вчера сообщил через пресс-службу, что Каха Кобахидзе внес значительный вклад в реструктуризацию бизнеса компании и ее репозиционирование на рынке. Тем не менее собеседник "Ъ" на розничном рынке называет уход топ-менеджера из компании "увольнением", связывая его, в частности, с финансовыми результатами сети.
По итогам 2010 года "Эльдорадо" уступило лидерство на российском рынке сети "М.Видео", хотя еще в 2009 году опережало своего конкурента более чем на 20%. В 2010 году оборот "Эльдорадо" составил 97,8 млрд руб. с НДС, увеличившись примерно на 9,9% по сравнению с показателями 2009-го. Продажи "М.Видео" за этот период росли заметно быстрее — на 19,4%, до 102,147 млрд руб. с НДС. После первого полугодия 2011 года разрыв еще более увеличился: оборот "Эльдорадо" сократился на 1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 41,5 млрд руб., а "М.Видео" — увеличился на 33%, до 54,872 млрд руб., что на 32,2% больше, чем у конкурента. При этом весь рынок продаж электроники и бытовой техники, по данным GfK-Rus, рос на 35,6%. PPF рассматривала возможность вернуть лидерство на рынке и через слияние с "М.Видео", однако в конце октября стало известно, что эти переговоры завершились безрезультатно.
Потеря рыночных позиций не могла не сыграть своей роли при решении о смене руководства, но стоит учесть, что на время господина Кобахидзе пришелся объективно сложный период развития компании, связанный с трениями между акционерами, считает топ-менеджер одной из сетей ритейла. PPF стала совладельцем "Эльдорадо" в 2009 году, когда вместе с итальянской страховой группой Generali подписала соглашение о конвертации части кредита сети ($300 млн из $500 млн) в контрольную долю в бизнесе компании (50% плюс 1 акция) и доли в личных девелоперских проектах ее основателя Игоря Яковлева. Представители PPF не скрывали, что рассчитывают выкупить "Эльдорадо" полностью, однако соответствующие переговоры затягивались. В феврале 2011-го господин Яковлев даже объявил, что готов задержаться в компании еще на два-три года и лишь затем, возможно, продать свой пакет в ходе IPO. Договориться сторонам удалось только в августе, а сама сделка, как позднее сообщалось в отчетности PPF, была завершена в сентябре. 100% "Эльдорадо" при этом оценивались в $500 млн.
Павел Белавин