Законопроект направлен на создание специальных регуляторных режимов (т.н. "песочниц"), в которых действие законодательства Российской Федерации будет ограничено для проведения испытаний по практическому применению цифровых инноваций, проверке их полезности в условиях отказа от ограничений, установленных действующими законами без риска их нарушения. Предполагается, что "песочницы" станут полигонами для прорыва в реальное применение беспилотного транспорта и финансовых блокчейн-проектов. Законопроект содержит восемь направлений, по которым можно будет протестировать цифровые инновации в условиях "песочниц". Это медицина, транспорт, дистанционное образование, торговля, финансовый рынок, архитектура и строительство, промышленность, а также предоставление государственных услуг.
Участвовать в экспериментах смогут как крупные компании, так и малый и средний бизнес, индивидуальные предприниматели, органы власти, органы местного самоуправления. Условия "песочниц" максимально гибкие, но не освобождают от обязанности следить за безопасностью нового продукта. Сроки и правила проведения каждого эксперимента будут определяться индивидуально. Активным участником процесса создания и реализации экспериментального правового режима является предпринимательское сообщество, участвующее в диалоге на площадке АНО "Цифровая экономика".
Официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Владислав Федулов считает, что экспериментальные правовые режимы позволят развивать прорывные цифровые технологии, но в дальнейшем, в случае положительного завершения эксперимента, они будут включены в общую систему регулирования. "При этом участие в подготовке и рассмотрении нормативных актов могут принимать представители как Госдумы, так и Совета Федерации. В настоящий момент мы обсуждаем законопроект, который формирует общую рамку регулирования для того, чтобы любая инициатива, подразумевающая создание общественно полезной технологии, проходила по понятному нам режиму, в том числе, в котором бы учитывалась история взаимной ответственности или ответственности субъекта такого режима перед гражданами", – рассказал он на заседании.
Заместитель председателя ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, член рабочей группы "Нормативное регулирование цифровой среды" Дмитрий Сазонов в своем выступлении высказал мнение, что цифровые инновации сегодня стали ключевыми средствами, позволяющими предприятиям, учреждениям и гражданам продолжать свою деятельность в условиях пандемии коронавируса. "На площадке нашего комитета дискуссия по обсуждению данного законопроекта проходила неоднократно. Так называемые экспериментальные правовые режимы, или правовые "песочницы", крайне необходимы, и этот законопроект действительно "назрел". Я уверен, что в рамках поручения президента, которое правительство сегодня исполняет и в рамках которого готовит дальнейшее сотрудничество государства и бизнеса в области инновационного, общественно-полезного развития, которое как раз в этом законопроекте найдет свое отражение" - считает Дмитрий Сазонов.
"Создание специальных правовых режимов – "песочниц" - это самый действенный способ протестировать "правовую рамку" во "вручную" управляемом эксперименте. Важно проводить апробацию новых решений и понимать, как их нужно регулировать и нужно ли. Законопроект о "регуляторных песочницах" предоставит Правительству право создавать "песочницы" даже тогда, когда для инновационной деятельности присутствуют законодательные ограничения", – комментирует заместитель генерального директора, директор по направлению "Нормативное регулирование" организации "Цифровая экономика" Дмитрий Тер-Степанов.
Заместитель председателя Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству профильный комитет Государственной Думы Денис Кравченко, также одобрил законопроект.
Как сообщает представитель пресс-службы Сбербанка: "Экспериментальные правовые режимы, песочницы, очень важны, что отмечалось и в недавно принятой в АНО ЦЭ концепции нормативно правового регулирования. Конечно, детальные шаги по реализации песочницы должны быть очень взвешенными, с участием всех заинтересованных сторон. Сбербанк планирует принять в этом самое активное участие".
"Данную инициативу создания законопроекта о регуляторных "песочницах" считаю крайне необходимой. В рамках этих правовых режимов, т.е. "песочниц" у нас появится возможность оценить и протестировать новые технологии, с помощью чего мы сможем исключить нерабочие модели и ускорить вывод инновационных проектов на рынок. "Песочницы" создадут условия, не мешающие развитию прорывных технологий, так как не будет риска нарушить законодательство Российской Федерации. При положительном исходе тестирования появится возможность подготовки предложений по нормативно – правовому регулированию и внесения изменений в законодательство. Предложенный законопроект послужит отправной точкой в развитии передовых технологий", – поддерживает законопроект исполнительный директор по информационным и интеллектуальным системам ФГУП "НАМИ"Денис Ендачев.
Директор по развитию национальных проектов Softline Андрей Шолохов отмечает, что государственное регулирование нередко запаздывает за развитием "подрывных" для привычного хода вещей технологий. "Существуют несколько подходов к решению этой проблемы, один из которых – создание регуляторных песочниц, самая первая из которых появилась в 2016 году в Великобритании с целью развития технологий на финансовом рынке. Сейчас зоны экспериментального регулирования существуют более чем в сорока странах мира. Набольшую распространенность получили песочницы, связанные с финтехом, в том числе в России такой проект ЦБ РФ действует с 2017 года. Есть зоны экспериментального регулирования связанные с медициной, транспортом, защитой данных, деятельностью стартапов, электронным документооборотом при перевозке опасных грузов так далее" – сообщает он. Андрей Шолохов подчеркивает, что мировая практика показывает, что универсальных цифровых песочниц стараются не создавать. "Краеугольным принципом является частичное контролируемое разрешение отдельным компаниям осуществлять инновационную деятельность за пределами текущей буквы конкретного закона. Примерами такой деятельности очень часто оказываются цифровые технологии, например, использование технологий распределенного реестра для финансовых услуг или частичное использование персональных данных для разработки новых сервисов с использованием искусственного интеллекта" - сообщил он корреспонденту ComNews.
Андрей Шолохов убежден, что временное снятие некоторых барьеров является не целью создания регуляторных песочниц, а лишь средством их функционирования. "Основная цель – обеспечить адекватное современным технологиям развитие законодательной базы за счёт соблюдения ритма коммуникации между регулятором и компаниями-участниками эксперимента для гарантирования защиты прав потребителя инновационной продукции. Дополнительной пользой экспериментальных режимов являются уменьшение времени и, возможно, стоимости вывода новых идей на рынок, а также увеличение доступности финансовых инвестиций для компаний-новаторов за счет уменьшения регуляторной неопределенности", – считает директор по развитию национальных проектов Softline.
"Что касается Московского эксперимента, – убежден Андрей Шлохов – то, судя по тексту принятого закона, он в первую очередь создается для доступа компаний-участников к данным фото- и видеофиксации в городе и агрегированным персональным данным для организации новых сервисов на базе технологий искусственного интеллекта".
Исполнительный директор АО "НПО "Андроидная техника", к.т.н. Евгений Дудоров подчеркивает важность заинтересованности участников "песочницы" в результатах. "Для разработчиков передовых решений очень важно сделать первый шаг, но когда на пути встают барьеры регулирования, этот шаг может быть в бездну. Безусловно, если такой закон будет принят, у нас появится надежда на упрощение процедур регистрации наших робототехнических комплексов для медицины! Но мало принять закон, необходимо обеспечить условия его выполнения и заинтересованность участников этой "песочницы" в результатах. Если эти процедуры будут проходить в "ручном режиме" и с максимальной гибкостью, мы можем получить в результате успех. Естественно, все вопросы связанные с безопасностью наших продуктов для человека и окружающей среды полностью ответственность производителя. Будем ждать закон и на своих продуктах проверять его жизнеспособность", – говорит он.
"Существующие законодательные нормы не только не учитывают интенсивность технологического развития, но и часто сознательно блокируют возможности для применения прогрессивных технологий. Именно поэтому применение экспериментальных правовых режимов может оказать благоприятное влияние на применение прорывных идей. Но нужно понимать, что речь идет об ограничении действия законодательства", - считает директор по развитию web-технологий компании Artezio Сергей Матусевич. Он полагает, что успешность тестирования технологий зависит от того, насколько сильным будет это ограничение и какие законодательные нормы при этом будут действовать. "Если автопилотируемый транспорт мы можем спокойно тестировать, отменив некоторые требования дорожных правил и соответствующих законов, то в медицине это будет сделать сложно. Мы не можем поставить по угрозу жизнь реальных людей, если, скажем, в условиях тестирования доверим искусственному интеллекту поставить диагноз группе пациентов и назначить им лечение без врача", – подчеркивает Сергей Матусевич.
Он убежден, данный пример показывает, что отменой или приостановкой действия законов сложно добиться прогресса в сфере создания и испытания новых технологий и подходов. "Безусловно, разработчикам и заказчикам очень часто мешают устаревшие законодательные нормы. Но, как правило, речь идет о технологиях, которым мало создать законодательную "песочницу". Их необходимо разрешить использовать и перестроить законодательство так, чтобы эти технологии могли работать без помех. Можно провести аналогию с Uber, когда под уже успешную технологию менялось общее законодательство, появлялись нормы, разрешающие ей работать. Никто тогда не предлагал запустить электронную диспетчерскую в условиях законодательной "песочницы". В любом случае, идея — на время убрать законодательный тормоз — хорошая. С другой стороны, насколько широко она будет применяться? Захотят ли компании инвестировать в разработки, которые рискуют не выйти за пределы законодательной "песочницы"? И главное – если эксперимент будет удачным, как быстро удастся распространить законодательные условия, которые были в "песочнице" на всю страну?", – размышляет Сергей Матусевич.
Анна Сапрыкина