Разрабатываемая "Ростелекомом" поисковая система "Спутник" (sputnik.ru) весной этого года начнет открытое бета-тестирование, заявил в ходе Российского интернет-форума вице-президент "Ростелекома" Алексей Басов, курирующий проект создания поисковика. "Это поисково-сервисный портал, построенный вокруг сервисов, облегчающих жизнь человека. С этим направлением компания связывает развитие своего бизнеса в будущем (цитата "Интерфакса")",— объяснил господин Басов. Предполагается, что "Спутник" будет устанавливаться на компьютерах чиновников по умолчанию (согласно данным Росстата, их в стране 5,28 млн человек), предоставлять личный кабинет, интегрированный с Единой системой идентификации и аутентификации, и иметь собственную платежную систему.
По словам топ-менеджера "Ростелекома", оператор планирует развивать свой бизнес, предоставляя не только операторские, но и информационные услуги. Речь идет о работе с "тяжелым контентом", включая видео или онлайн-сервисы в различных нишах, которые менее монетизированы современным интернет-бизнесом, поскольку "там меньше денег". Объем инвестиций в проект вице-президент "Ростелекома" не раскрыл. За последние 1,5-2 года компания инвестировала в "Спутник" около $20 млн, проиндексировав около половины рунета, сообщали "Ведомости" в октябре 2013-го.
По данным сервиса статистики LiveInternet, в марте 2014 года доля "Яндекса" на российском рынке поиска составила 62,1%, Google — 27,3%, Mail.ru — 7,9%.
Идея создания государственного национального поисковика появилась в администрации президента РФ еще в 2008 году, из-за того, что "ненадежные" поисковики нагоняли трафик на оппозиционные онлайн-СМИ во время войны России и Грузии. Чуть позже источники "Ъ" рассказывали, что генподрядчиком проекта может стать именно "Ростелеком", помогать ему будут компания "Ашманов и партнеры", специализирующаяся на интернет-маркетинге, и разработчик электронных изданий "Кирилл и Мефодий", а общий бюджет составит $100 млн. Идея национального поисковика жива, "работы продолжаются, это вопрос идентичности", говорил в 2011 году Дмитрий Медведев, на тот момент президент РФ. Но "убивать" бизнес "Яндекса" и Mail.ru Group задача не стоит, утверждает источник "Ъ" в администрации президента.
Роман Рожков