Законопроект будет рассматривать комиссия Совета Федерации по естественным монополиям 24 ноября. Как пояснил репортеру ComNews советник комиссии Павел Кисс, его авторы предлагают создать новый "гражданский орган" по управлению и использованию спектра, подчиненный председателю правительства. "У этого закона две задачи: конверсия радиочастотного спектра (РЧС), в результате которой в гражданское пользование будет передано не менее 50% освоенного диапазона частот, и либерализация управления спектром, обеспечение к нему недискриминационного доступа", - пояснил Павел Кисс.
Законопроект подготовила аудиторско-консалтинговая группа "Созидание и Развитие" (см. новость ComNews от 7 сентября 2009 г.), которая привлекла "специалистов по юриспруденции, законотворчеству и технических консультантов". Помимо создания новой регулирующей структуры, авторы закона предлагает пересмотреть политику оплаты за пользование спектром, определить принципы управления пользованием РЧС, решить вопросы о привлечении к ответственности за нарушения в области использования частотами.
Сейчас радиочастотным спектром управляет Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ), взаимоотношения в этой сфере регулируются законами "О связи", "О федеральной службе безопасности", "Об обороне" и другими актами. "Пробелов в законодательных актах в части регулирования радиочастотного спектра в стране сегодня нет, - убеждена пресс-секретарь министра Елена Лашкина. - Все действующие нормативно-правовые акты регулируют использование радиочастотного спектра в полном объеме. В связи с этим какое-либо внесение изменений, особенно на уровне закона, может привести к негативным последствиям". Она подчеркнула, что Минкомсвязи не видит смысла в создании новой структуры при правительстве РФ по распределению и использованию радиочастотного спектра – "фактически аналога действующего ГКРЧ". "Не совсем понятно, зачем создавать новый орган с теми же функциями, которые сегодня вполне успешно и эффективно исполняет ГКРЧ", - резюмирует Лашкина.
Однако парламентарии полагают, что ГКРЧ справляется с задачами неэффективно. "ГКРЧ предлагает решения в виде компромисса: стоит военным заупрямиться, и операторы не получают частот, - сетует Павел Кисс. - Новый орган будет независимо от ГКРЧ решать эти вопросы". Он ссылается на данные Минкомсвязи, по которым "в гражданских целях используется 0% спектра": "Все мобильные операторы получают частоты на вторичной основе, то есть не непосредственно из категории "ГР", а обремененные военными частоты. При этом по нашим данным, 30% частот, находящихся во власти военных, вообще никак не задействованы". Начальник войск радиоэлектронной борьбы ВС РФ Олег Иванов на заседании в Минкомсвязи в начале ноября приводил статистику 2006 г., согласно которой в гражданских нуждах (категория "ГР") в России используется 5,33% радиочастотного спектра.
"Мы поддерживаем все разумные шаги, которые ведут к упрощению и либерализации управления спектром, - отмечает заместитель генерального директора компании "Газпром космические системы" Игорь Кот. - Важно только, чтобы возможные реорганизации шли гармонично и не парализовали даже на время деятельность регулирующих органов".
Сотовые операторы воздерживаются от комментариев. "Мы участия в обсуждении не принимали, так что пока только наблюдаем за процессом", - говорит пресс-секретарь "ВымпелКома" Ксения Корнеева. Пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая не стала комментировать действия регулятора.
Совет Федерации уже несколько лет ведет разработку законопроекта "О радиочастотном спектре". О законопроекте рассказывал член комиссии Совета Федерации по естественным монополиям Глеб Фетисов (совладелец "Альфа-Групп" - акционера ОАО "ВымпелКом") на собрании Ассоциации региональных операторов связи (АРОС) еще в феврале. По мнению Фетисова, чтобы сделать работу ГКРЧ более прозрачной, необходимо уменьшить влияние на нее отраслевого министерства и переподчинить правительству.
Заместитель начальника АНО "Радиочастотный центр МО" Юлия Волкова участвовала в рабочей группе по созданию этого закона, которая была организована еще два года назад. "Туда входили представители НИИР, Инфокоммуникационного союза, Россвязьнадзора и др. После того как была создана концепция закона, ее получили на согласование различные министерства, которые внесли свои замечания. Затем закон дорабатывала АКГ "Созидание и Развитие", выигравшая конкурс Совета Федерации, - напоминает она. – Главное положительное изменение, которое предлагают авторы закона - сделать процедуру назначения частот более прозрачной, чтобы каждый оператор имел возможность узнать, доступна ли определенная частота в данном регионе".
Анна Афанасьева