Минкомсвязь предлагает создать специальную структуру, которая займется цифровой трансформацией государственного управления. Это предложение прозвучало на заседании правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева. Удаленный доступ к госуслугам должен быть на всей территории страны и стандарты качества оказания услуг в электронном виде тоже должны быть едины, подчеркнул премьер.
Ранее президиум правительственной комиссии определил 25 приоритетных комплексных услуг, так называемых суперсервисов, которые охватывают до 90% взаимодействий граждан и бизнеса с государством. Предполагается, что с их помощью будут созданы возможности для оформления в онлайн-режиме пенсий, соцподдержки, медицинских справок, помощи при инвалидности.
Суперсервисы также можно будет использовать для регистрации нарушений ПДД, правил благоустройства, получения уведомлений, обжалования штрафов, оформления трудовых отношений и так далее.
— Подобные технологии должны быть доступны по всей территории страны, что особенно важно в удаленных субъектах нашего государства, чтобы люди могли получать качественные услуги независимо от того, где они живут, — сказал Дмитрий Медведев. — Теперь по поводу того, что для этого необходимо дополнительно предпринять. Мы должны установить единые стандарты качества оказания услуг в электронном виде. Здесь надо учитывать решения, наработки регионов-лидеров, которые существуют, и мнения людей, насколько это удобно и нравится им. Мы предусмотрели создание за счет федерального бюджета цифровых облачных платформ, на их базе могут создаваться типовые региональные и муниципальные услуги, но главное, чтобы сами регионы могли пользоваться этими платформами.
По словам премьера, в ближайшие два года на едином портале госуслуг появится единый конструктор электронных форм заявлений. Это упростит запуск типовых сайтов в регионах, упростит процедуры. Подавать заявления и получать ответы можно будет по единой технологии.
Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Константин Носков предложил создать в России аналог сингапурского GovTech Singapore (государственное технологическое агентство), которое выступает единым центром цифровой трансформации.
— У нас эти функции сейчас полностью на аутсорсе. Для динамичного движения вперед нужны изменения в соответствии с лучшими практиками, в том числе с мировыми, — сказал глава Минкомсвязи на заседании правительственной комиссии.
Ранее президиумом правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности был утвержден перечень 34 отдельных государственных услуг, включаемых в план оптимизации в 2019 году. Ведомства должны разработать целевые модели их оказания и «дорожные карты» цифровой трансформации. Предполагается, что услуги будут оказываться онлайн, без необходимости личного посещения госорганов и иных организаций.
Для этого была утверждена концепция цифрового профиля. Задача этой платформы — обеспечить через портал госуслуг доступ к данным о гражданине или юридическом лице, содержащимся в иных государственных информационных системах. Передача данных о гражданине происходит только с его согласия. В дальнейшем платформа позволит в случае необходимости отозвать согласие. В пилотном режиме проект начнет работу при участии 16 банков, трех страховых организаций, МВД, ПФР, ФНС, Росреестра и аналитического центра при правительстве.
Глава кабмина обратил особое внимание на необходимость модернизации инфраструктуры органов внутренних дел.
— Министерство внутренних дел является одним из ключевых участников национальной программы «Цифровая экономика». В банках данных МВД, полиции содержатся весьма востребованные сведения. Причем количество запросов по ним — как от ведомств, так и от людей — стремительно растет, — отметил Дмитрий Медведев. — Понятно, что с увеличением нагрузки на информационные ресурсы процессы выполняются дольше. А это вопрос не только эффективности работы ведомства, но и в первую очередь обеспечения порядка, безопасности. Поэтому нужно думать о модернизации технической инфраструктуры МВД.
По словам премьера, подобная работа потребует создания центров хранения и обработки информации. МВД нужно проработать вопрос о том, на какой технологической площадке они будут размещаться и какие новые цифровые платформы будут способны работать с большими данными.
Павел Панов