Об этом рассказал вчера начальник проектно-аналитического отдела Департамента инфраструктурных проектов Минкомсвязи России Максим Мысев на II Международной конференции Satellite Russia & CIS 2015, организованной ComNews Conferences.
"В совместной работе с Роскосмосом мы достигли результата: те средства выведения, которые предназначены для запуска космических аппаратов в 2015 году - "Экспресс-АМ7", "Экспресс-АМ8", "Экспресс-АМУ1", застрахованы, - отметил чиновник. - Это позволяет операторам (спутниковой связи - Прим. ComNews) более спокойно жить".
Неудачные запуски спутников обнажили существующую проблему в отрасли, объяснил Максим Мысев: при запуске операторы страховали свои космические аппараты, однако предприятия Роскосмоса, производящие ракеты-носители, не осуществляли их страхование. В случае неудачи страховое возмещение позволяло оператору построить аналог потерянного аппарата, однако денег на изготовление новой ракеты у него не было.
"Ракеты-носители "Протон" для запуска спутников "Экспресс-АМ7", "Экспресс-АМ8" и "Экспресс-АМУ1" застрахованы ОСАО "Ингосстрах" в рамках субсидий, выделенных Правительством РФ", - подтверждает вице-президент ОСАО "Ингосстрах" Александр Подчуфаров. "На страхование одного "Протона" расходуется 1 млрд руб.", - пояснил он в беседе с ComNews.
Пресс-служба еще одного страховщика космических рисков, группы "СОГАЗ", вчера комментариев не предоставила. Представитель Роскосмоса не ответил на звонок ComNews.
Напомним, что спутник "Экспресс-АМ7" 19 марта планово вышел на геопереходную орбиту, а 25 марта достиг геостационарной орбиты. В коммерческую эксплуатацию аппарат будет введен в конце апреля. На 2015 гг. также запланированы запуски спутников "Экспресс-АМ8" и "Экспресс-АМУ1". Оператором всех трех космических аппаратов является ФГУП "Космическая связь" (ГПКС).
Запуску "Экспресса-АМ7" предшествовал ряд нештатных ситуаций с его предшественниками. Аппарат "Экспресс-АМ4" при запуске 18 августа 2011 г. вышел на нерасчетную орбиту в связи с нештатной работой разгонного блока. 25 марта 2012 г. он был сведен с орбиты и сгорел в плотных слоях атмосферы, а несгоревшие обломки затоплены в северной части Тихого океана к северу от Гавайских островов.
Его спутник-дублер "Экспресс-АМ4R" (буква "Р" в названии означает "рекуррентный") после старта 16 мая 2014 г. с космодрома Байконур сгорел в плотных слоях атмосферы из-за того, что разгонный блок "Бриз-М" со спутником не успел отделиться от ракеты.
"Неудачный пуск "Экспресса-АМ4" обошелся "Ингосстраху" в 7,5 млрд руб., авария "Экспресса-АМ4R" - в 7,8 млрд руб.", - напомнил вчера Александр Подчуфаров. "Рынок очень болезненно реагирует на убытки, тем более по одной и той же причине (из-за отказа средств выведения), и старается от этого активно защищаться", - рассуждает топ-менеджер. В результате, хотя общая тенденция международного рынка выражается в снижении ставок по запускам, для "Протона" они растут.
"Совсем недавно в Лондоне я разговаривал с несколькими андеррайтерами и спрашивал, как они относятся к запускам "Протона", - делится впечатлениями вице-президент "Ингосстраха". - Они с большим желанием готовы запускать спутники на [американских ракетах] Falcon Heavy, хотя этот носитель еще ни разу не летал, чем на "Протонах". Для меня это смешно, но менталитет рынка именно в этом".
Александр Подчуфаров напоминает, что чем выше страховая стоимость проекта, тем труднее его разместить на западном рынке, а российский рынок может взять на себя не больше $20 млн по страхованию имущества при запуске. "Конечно, такие удорожания идут не на пользу развитию рынка ", - резюмировал он.
Даниил Сидоров