"ВымпелКом" (торговая марка "Билайн") торжественно объявил о приеме первого абонента, перешедшего от конкурента с сохранением номера (принцип MNP). "Счастливчиком" оказалась жительница Челябинска, ранее обслуживавшаяся в местном Tele2 .
Гендиректор "Вымпелкома" Михаил Слободин лично поздравил первого MNP-абонента компании. Правда, по его признанию, сделать это было не просто: дозвониться из Москвы до нового абонента пока нельзя. Слободину помогло только то, что он сам в этот момент находился в Новосибирске.
Всего 9 декабря в России по принципу MNP было перенесено 8 номеров. В то же время 1 декабря - день, когда в России начали приниматься заявления она смену операторов - таких запросов было подано 200. 8 дней - это минимальный срок, за который операторы должны перевести абонента. То есть в первый день, когда должны были начаться переводы, прелести MNP смогли ощутить лишь 3% из тех, кто подал заявления в самом начале.
Такой низкий результат объясняется тем, что операторы с самого начала старались перенести момент переноса номера на следующий год. Например, 1 декабря автор этих строк оставил заявления о переводе у всех трех федеральных операторов. За 8 дней перевести меня обещал только "Билайн". МТС поставил датой переноса 10 января, "МегаФон" - 17 февраля.
У корреспондента нашего издания были несколько другие результаты (сразу отметим, что описанная ситуация касается Москвы - именно здесь мы протестировали возможность переноса мобильного номера), а именно все три оператора обещали его перевести после новогодних праздников. То есть "Билайн" поставил ему более позднюю дату, а "МегаФон" - более раннюю. Значит, "лотерея" началась уже на этапе подачи заявлений.
Хуже того, все три моих заявления были аннулированы. Причина одна и та же - оператор-донор, от которого я ухожу, ответил отказом. Такая же ситуация и у корреспондента "Интерфакса". И это еще не все: согласно Правилам оказания услуг подводной связи, оператор-реципиент (к которому переходит абонент) в течении недели в виде SMS-сообщений должен информировать клиента о ходе процесса переключения.
Сначала реципиент, получив заявление от абонента, должен до 12 ночи следующего дня передать его в центральную базу данных перенесенных номеров - ЦНИИС. Оттуда, связавшись с оператором-донором, реципиент будет получать данные о проверки задолженности абонента, его персональных данных и т.д. Собственно, о результатах проверки реципиент и должен информировать абонента.
Однако по факту SMS-сообщения приходили только от "Билайна". Причем "Билайн" дал мне ложную надежду: на номер МТС, который я хотел к нему перевести, он прислал сообщение о том, что теперь "этот номер принадлежит абоненту "ВымпелКома". На самом же деле проверка на тот момент только началась, и, как уже было сказана, она принесла отрицательные результаты. Зато "Билайн" прислал мне SMS на свой номер, который я пытался увезти от него к "Мегафону": то есть он прислал SMS в качестве оператора-донора, хотя это и не предусмотрено правилами.
Наконец, стоит отметить, что "Билайн", МТС и "Мегафон" взимают по 100 руб за переход к ним. Также при переходе выдается новая SIM-карта. У"МегаФона" она не содержит номера и заработает только после перехода, при этом оператор не взимает за нее плату. МТС же и "Билайн" дают карту с номером из своей сети, она начинает работать сразу после подачи заявления, причем за нее надо платить еще 100 руб.
То есть реальная стоимость перехода в сети МТС и "Билайн" - 200 руб. Причем если МТС подключает переведенных абонентов к тарифу "Супер МТС" без абонентской платы, то "Билайн" по умолчанию предлагает тариф "Все включено L" с абонентской платой 20 руб/день.
Зато у МТС и "Билайн" все 200 руб сразу поступают на счет, а 100 руб. за перевод списываются только в случае успешного переноса номера. В "Мегафоне" же сразу предупредили, что в случае неудачи 100 руб не будут возвращены. Правда, в пресс-службе уточнили, что если перевод не состоялся по вине абонента, то он может написать заявление на возврат средств.
О том, что MNP не заработает в нормальном режиме с 1 декабря, предупреждали все участники рынка. Последние изменения в нормативные акты, обеспечивавшие работу MNP, были приняты буквально за несколько дней до 1 декабря. А оператор реестра перенесенных номеров был выбран лишь в середине октября. Причем до последнего времени считалось, что им будет не ЦНИИС, другая организация - Координационный центр национального домена сети интернет, с которым "МегаФон" уже успел оттестировать MNP.
Но власти не решились на полный перенос сроков запуска данной услуги: вместо этого была введена отсрочка по приему абонентов - оператор вправе перенести переключение пользователей вплоть до 15 апреля 2014 года. Однако "отдавать" абонентов операторы все равно обязаны с 1 декабря, а с 1 марта тем, кто не обеспечит своим клиентам возможности уйти к конкурентам, придется обслуживать их бесплатно.
Тем не менее даже министр связи Николай Никифоров, горячо отстаивая дату 1 декабря 2013 года, все равно попросил абонентов отложить перевод номеров до следующего года. Ведь, как уже отмечалось в случае с челябинским абонентом, даже если оператор сейчас обеспечит перенос номера, полноценно работать он не сможет. У абонента начнутся проблемы с приемом входящих вызовов и SMS-сообщений из других сетей, звонками в роуминге, пополнением счета через сторонние платежные системы и др.
Таким образом, отмена мобильного рабства, которую незадолго до ухода с президентского поста поручил осуществить Дмитрий Медведев, пока состоялась только на бумаге.