Отрасли, где чаще всего описаны все бизнес-процессы, включают в себя нефтегазовую (44%), производство ТНП (41%) и торговлю (25%). Наиболее отсталыми отраслями, где доля компаний, только планирующих описание БП, превышает среднее значение в 8%, являются транспорт и логистика (19%), госсектор (19%) и энергетика и ЖКХ (12%).
Почти в половине компаний бизнес-процессы описаны максимально глубоко, до уровня исполнителей.
Среди отраслей, наиболее глубоко бизнес-процессы описаны в банках и страховых компаниях и нефтегазовых компаниях, (76% и 69%, соответственно, до уровня исполнителей).
Наименее глубоко БП описаны в торговых компаниях и операторах связи (13% до уровня топ-менеджеров в обоих секторах).
Доля компаний, в которых такие подразделения существуют или их планируется создать, примерно одинакова в большинстве отраслей, кроме производства ТНП и торговли, где их доля значительно выше среднего (59% и 63%, соответственно), и транспорт и логистика, где их доля, наоборот, очень низка, всего 25%.
Довольно большое число компаний имеет выделенных владельцев процессов. Наибольшее их число находится в торговле и нефтегазовой отрасли.
Все же большая часть компаний предпочитает делегировать ответственность за управление процессами функциональным руководителям.
Доля компаний, использующих полный цикл управления ключевыми бизнес-процессами, довольно велика, 41%. Больше всего таких компаний в телекоммуникациях (60%) и торговле (53%). И, наоборот, компаний, где такой цикл не организован, больше всего в банковском секторе и страховании (59%).
Подавляющее число компаний не имеют четкого графика изменения бизнес-процессов, меняя их по мере необходимости. Исключение составляют операторы связи, регулярно меняющие бизнес-процессы раз в год и даже раз в месяц (20% и 20% компаний).
Так же как и в случае с изменением бизнес-процессов, большинство компаний (три четверти) не имеют регулярной процедуры их оптимизации. Заметных исключений по отраслям не наблюдается.
При том, что 45% всех компаний заявили, что у них регламентированы ключевые процессы и в целом достигаются заданные цели, а энергетике и ЖКХ этот показатель достигает 65%, именно энергетические компании продемонстрировали самые низкие показатели эффективности. И наоборот, только 33% операторов связи заявляют о выполнении всех ключевых процессов в соответствии с регламентами, при этом эта отрасль продемонстрировала одни из самых высоких показателей эффективности.
Более половины (52%) респондентов отметили сокращение времени и еще почти половина (48%) -улучшение качества, как основные результаты внедрения процессного управления. При этом сокращение времени значительно чаще других отмечали транспортные компании, а улучшение качества –государственные организации.
Сокращение издержек чаще всего было зафиксировано торговыми и транспортными компаниями, а также производителями ТНП.
Отсутствие эффекта в два раза чаще других отмечали энергетики и связисты.
Интересно сравнение ответов на предыдущий вопрос с оценкой эффекта по 5-балльной шкале. Например, несмотря на то, что сокращение времени достигалось компаниями чаще, эффект улучшения качества они ощущали сильнее.
То же касается и отдельных отраслей. Например, транспортные компании намного чаще других отмечали сокращение времени, но оценка этого сокращения оказалась ниже среднего значения. Такое же наблюдение можно сделать и в случае сокращения издержек торговыми компаниями.
Основные выводы
Компании с более высоким коэффициентом проникновения как правило демонстрируют и более высокий уровень эффективности.
Основными причинами низкого уровня процессной зрелости являются:
Отсутствие подразделений, отвечающих за оптимизацию бизнес-процессов
Отсутствие полного цикла управления структурой бизнес-процессов
Существует прямая зависимость уровня процессной зрелости компаний от поддержки внедрения процессного управления высшим руководством компании. В компаниях, где руководство активно поддерживает внедрение, уровень в среднем в полтора раза выше, чем в компаниях, где руководство не уделяет должного внимания этой проблеме.
Довольно часто компании не получают положительно эффекта от внедрения решений, либо этот эффект слабее ожидаемого, что может свидетельствовать о недостаточной проработке проектов или о недостаточном опыте исполнителей. Примерно в половине случаев основными препятствиями являются не финансовые трудности или отсутствие необходимости в таких решениях, а проблемы, которые как раз мог бы решить внешний поставщик: сложность решений, трудоемкость, нехватка специалистов, и т.д.
Две трети компаний использую внутренний аудит для контроля правильности бизнес-процессов.
Значительных отклонений от среднего значения в разных отраслях зафиксировано не было.