Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ опубликовал на своем официальном сайте ряд рекомендаций по использованию социальных сетей для проведения проповедей. Документ получил название «Рекомендации по работе в социальных сетях для епархиальных и приходских информационных служб».
Опубликованный материал содержит два основных раздела – теоретическую и практическую часть, а также, в общей сложности, шесть подпунктов.
В документе сказано, что проповедь в социальных сетях для православных христиан обусловлена евангельской заповедью.
«Церковь Христова именуется Вселенской, что является переводом греческого слова «ойкумена», которое обозначает освоенную людьми часть мира. Сегодня человек создал и освоил еще одну часть мира, которую мы называем социальными сетями. А поскольку Церковь состоит из людей — она должна быть там, где находится ее паства, и использовать для проповеди все средства и возможности, не нарушающие Закона Божьего, канонических правил и святоотеческой традиции», - говорится в «Руководстве».
Как отмечается в документе, православие в стране ежедневно сталкивается с двумя значительными трудностями: низкая скорость распространения информации по уже имеющимся каналам и не самый широкий охват аудитории. Социальные сети, считают в Московском патриархате, могут решить обе эти проблемы.
Ведение онлайн-проповедей, да и в целом групп и сообществ в соцсетях позволит «работать» с пользователями, проживающими в разных городах, странах и даже часовых поясах. Запись видео, опубликованную в социальной сети, можно будет посмотреть реальном времени, и то же самое относится к текстовой информации.
Московский патриархат не разделяет социальные сети на российские и зарубежные – упоминаются как «Одноклассники» и «ВКонтакте», принадлежащие российскому холдингу Mail.Ru Group, так и Facebook и Instagram, подконтрольные корпорации Facebook.
Самой популярной у россиян в Московском патриархате считают соцсеть «ВКонтакте». Она же, с ее точки зрения, также является «самой молодежной — в ней преобладает возрастная группа 18-35 лет». Отмечая, что именно в этой соцсети пребывает основная аудитория для православных групп, способная воспринимать серьезные тексты, а также то, что «ВКонтакте» предлагает самые удобные инструменты для ведения сообщества, в Московском патриархате указываются, что именно в этой соцсети намечено главное присутствие Церкви среди всех социальных каналов.
Рассматривая сеть «Одноклассники», в Московском патриархате отмечают, что там собрана более зрелая аудитория (40+) при малом процентном содержании молодежи. Отмечается, что там «на достаточно высоком уровне организовано взаимодействие» с подписчиками в группах.
Сеть «Instagram» выделяют прежде всего за удобство «делиться фотографиями и короткими видеороликами о епархиальной и приходской жизни». Сеть «Facebook» называют «соцсетью для интеллектуалов», хотя отмечается, что развитие сообществ в ней вызывает серьезные трудности, прежде всего связанные с необходимостью финансовых вложений в продвижение. За сетью «YouTube» закрепляется признак «самый популярный в мире видеохостинг», отмечая, что привлечь подписчиков в «YouTube» представляется «достаточно сложной, но посильной задачей».
В целом, предложенную в Московском патриархате классификацию социальных сетей можно рассматривать как согласие, что все названные социальные каналы в их нынешнем виде отвечают главному принципу: они не нарушают «Закона Божьего, канонических правил и святоотеческой традиции».