Сбербанк вложит 6,5 млрд в систему оплаты общественного транспорта

За проезд в наземном транспорте в Москве и области можно будет платить с помощью банковских карт и других устройств, оснащенных технологией бесконтактных платежей.

С 1 апреля 2015 года оплатить проезд на общественном транспорте Подмосковья можно будет банковской картой, с помощью мобильного приложения «Мобильный билет», а также с помощью единой транспортной картой «Стрелка». Как рассказал «Известиям» министр государственного управления, информационных технологий и связи Московской области Максут Шадаев, три способа оплаты в области начнут действовать в полноценном режиме на всех маршрутах наземного транспорта. Инвестиционный партнер региона — Сбербанк вложит в проект 6,5 млрд рублей в течение 7 лет. Банк Германа Грефа стал партнером и столичных транспортников. По данным «Известий», во вторник Сбербанк и ГУП «Мосгортранс» объявят о начале пилотного проекта в столичных маршрутах наземного транспорта по бесконтактной оплате проезда: теперь пассажиры смогут погашать поездки с помощью банковских карт и других устройств, оснащенных технологией бесконтактных платежей.

— В Подмосковье сейчас система оплаты проезда работает в режиме опытной эксплуатации — используется только единая транспортная карта (ЕТК), — говорит Шадаев. — С 1 апреля на всех маршрутах общественного транспорта Московской области будут работать все три способа оплаты, в том числе и бесконтактная оплата с помощью банковской карты.

Инвестиционным партнером проекта выступил Сбербанк России.

— Из бюджета не было потрачено ни копейки, все средства были выделены инвестором, — говорит министр. — У нас заключено общее инвестиционное соглашение на 7 лет, по нему объем инвестиций составляет 6,5 млрд рублей.

По словам Шадаева, инвестор «обязуется вложить средства в оснащение, обеспечение функционирования оборудования, в создание системы дистрибуции, системы пополнения транспортных карт и проч.». При этом только на оснащение всех маршрутов новыми валидаторами должно быть потрачено около 3 млрд рублей.  

В Москве также в ближайшее время планируется внедрить новый способ оплаты проезда в наземном городском транспорте. В рамках пилотного проекта пассажиры смогут оплачивать поездки с помощью банковских карт. Как ранее писали «Известия», новые валидаторы, которые будут списывать средства с карт MasterCard PayPass, предполагается установить за счет инвесторов, одним из которых может быть MasterCard.

Напомним, что с 1 февраля этого года в Подмосковье была запущена ЕТК «Стрелка» — аналог действующей в Москве карты «Тройка». При оплате проезда по карте действует дифференцированный тариф. С 1-й по 10-ю поездки стоимость одного билета составляет 28 рублей, с 11-й по 20-ю — 26 рублей. Далее по такому же принципу стоимость снижается на 2 рубля. После 51-й поездки пассажир платит 18 рублей за поездку.

Всего на территории Подмосковья системой приема безналичной оплаты проезда оборудовано более 4,2 тыс. автобусов «Мострансавто», курсирующих по 1275 маршрутам. В регионе создано более 1 тыс. стационарных точек продажи карт. Пополнить ее можно как в специально созданных терминалах, так и в терминалах и банкоматах Сбербанка. Картой «Стрелка» также можно оплачивать проезд в пригородных электричках. По словам Шадаева, такая возможность появилась две недели назад.

Как рассказали в Долгопрудненском пассажирском автотранспортном предприятии, пилотный проект по оплате банковской картой проходил на двух маршрутах еще в конце 2013-го — начале 2014 года. Принимались карты Visa PayWave и MasterCard PayPass для бесконтактной оплаты проезда.

— Всем кондукторам и водителям были розданы терминалы для приема банковских карт, — рассказали в филиале «Мострансавто». — Тогда проект только внедрялся и не получил своего развития — очень немногие имели карты с возможностью бесконтактной оплаты.

По статистике, в среднем за месяц на одном маршруте менее 100 человек платили за проезд картой.

Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов не уверен, что оплата банковской картой будет востребована среди пассажиров.

— Часто даже молодые люди с трудом переходят на что-то новое, — говорит он. — Дополнительная банковская карта — это только лишние заботы: ее боишься потерять или забыть. Придется продвигать распространение этой системы среди жителей. Для этого надо, чтобы в проекте участвовали и другие банки, а не только Сбербанк.

Кроме того, Баранов предположил, что введение электронной системы оплаты может означать возможное повышение тарифов в ближайшее время.

— Как один из вариантов, это делается для того, чтобы повысить оплату, — считает Баранов. — Когда платишь по карте, то ты как бы не замечаешь потери этих денег и легче воспринимаешь подорожание.

Анна Змановская

Тематики: Финансы, Инновации

Ключевые слова: платежные системы, Сбербанк