Упорные слухи о переговорах между партнерами по JV появлялись на рынке регулярно, в последний раз – две недели назад (см. материал рубрики «Оборудование» от 10 октября 2011 г.). И наконец, стороны нашли приемлемый друг для друга вариант: шведы получили за свою 50-процентную долю деньги, а японцы – возможность добавить смартфоны в свою линейку потребительских интернет-устройств, в которой уже есть планшеты под собственным брендом Sony (японцы уже давно решили бросить пробный камень и подстраховаться), телевизоры и персональные компьютеры. Как сообщается в пресс-релизе Ericsson, компания на протяжении нескольких лет наблюдала снижение синергетического эффекта от объединения профессиональных услуг в области телекоммуникаций и бизнеса по производству мобильных устройств. Сегодня компания определяет в качестве стратегического направления развитие беспроводных технологий в целом, поэтому Ericsson и Sony продолжат совместную работу по созданию межплатформенных решений для беспроводных коммуникаций. Закрытие сделки, которую уже одобрили соответствующие органы обеих компаний, ожидается в январе 2012 года, в зависимости от определенных условий, включающих в себя одобрение регулирующих органов.
Напомним, что Sony Ericsson начала свою работу 1 октября 2001 года, когда в совместное предприятие были объединены нерентабельные бизнесы по производству мобильных устройств Ericsson и Sony. Тогда перед Sony Ericsson ставилась амбициозная задача обойти Nokia как лидера мобильного мира к 2006 году. Конечно, определенные успехи были – стоит вспомнить хотя бы Walkman, Cyber-shot и P1, но в целом к 2011 году доля компании на рынке мобильных устройств упала с 10 до 1,7 % . В результате Sony Ericsson, располагающая штатом сотрудников в 7500 человек, впервые показала прибыль в $126 млн лишь в 2010 году после нескольких последовательных кварталов убытков. Третий квартал 2011 года компания также завершила с прибылью в $42,7 млн, продав 9,5 млн телефонов, что на 25 % больше предыдущего квартала, но на 9 % меньше аналогичного периода прошлого года. При этом 80 % продаж Sony Ericsson пришлось на смартфоны (компания занимает 11 % рынка смартфонов на ОС Android), а средняя стоимость устройств выросла с $212 до $229.
Распределение рынка мобильных устройств по итогам II кв. 2011 г. Данные Fiercewireless.com на основе ABI Research
За десятилетнюю историю существования JV, стороны уже неоднократно проводили переговоры о выкупе доли Ericsson, но каждый раз шведский инфраструктурный гигант преждевременно выходил из переговоров. Однако необходимость такого шага становилась все более очевидной, так как рынок потребительской электроники все более смещался в сторону мощных брендов (в чем Sony всегда преуспевала), а Ericsson в большей степени стал ориентироваться на предоставления сервисов и производство инфраструктурного оборудования. К тому же совместное владение компанией всегда настораживало Sony, не позволяя оснащать устройства наиболее востребованными, передовыми разработками, а также полноценно интегрировать их в свою экосистему. Поэтому полный контроль за мобильным подразделением Sony использует для глубокой интеграции смартфонов с компьютерами, планшетами и игровыми консолями, а также прозрачной передачи контента и приложений. Фактически речь идет о создании полноценной экосистемы устройств Sony и возможности полноценной синхронизации между ними.
Количество поставленных на рынок устройств (в млн ед.). Данные Fiercewireless.com на основе ABI Research
Движение Sony Ericsson в этом направлении было замечено уже давно, недаром сегодняшний CEO Sony Ericsson Берт Нордберг заявил, что «Sony Ericsson имеет больше общего с Sony, нежели с Ericsson». Так, игровой смартфон Xperia Play, являющийся фактически гибридом Sony PlayStation и телефона, получил доступ к библиотеке видеоигр Sony, а флагманская линейка смартфонов на ОС Android, к примеру, Xperia Arc – возможность подключения к Sony TV посредством технологии DLNA. Дальнейшая работа в этом направлении поможет компании в борьбе с наиболее опасными конкурентами – Apple и Samsung, которые заняли существенные доли рынка именно благодаря реализации общей для смартфонов и планшетов стратегии. Как отметил председатель совета директоров, президент и генеральный директор Sony Говард Стрингер (Howard Stringer): «Мы дадим людям возможность наслаждаться любым контентом – от фильмов до музыки и игр – на любом устройстве, так как этого еще не может никто».
Примечательно, что за $1,47 млрд Sony Corporation не только становится 100-проценным владельцем Sony Ericsson, но и получает контроль над пятью ключевыми семействами патентов, относящихся к технологиям производства беспроводных устройств (также заключает договор на кросс-лицензирование в области технологий связи). В последнее время на мобильном рынке идет настоящая патентная война, а Sony Ericsson, по словам ее CEO Берта Нордберга, среди всех рыночных игроков наиболее сильно защищена от патентных исков, обладая одним из самых больших IPR-портфолио. И действительно, за все время существования Sony Ericsson компании ни разу не был предъявлен патентный иск от Apple и Microsoft, в отличие от собратьев по экосистеме ОС Android – Motorola Mobility и Samsung.
«Эта сделка имеет большое значение как для самих компаний, так и для потребителей, которые хотят иметь доступ к контенту когда угодно и вне зависимости от того, где они находятся. Получив динамичный бизнес по производству смартфонов и доступ к интеллектуальной собственности, мы сможем предложить более широкий спектр смартфонов, планшетных компьютеров и телевизоров с возможностью легкого подключения к другим устройствам и открыть тем самым новый мир онлайн-развлечений. Наша стратегия включает в себя и активное развитие сетевых сервисов PlayStation Network и Sony Entertainment Network», – продолжает Говард Стрингер.
Доля смартфонов в общих поставках компаний на рынок. Данные Fiercewireless.com на основе ABI Research
В самом Ericsson позитивно оценивают сделку, которая освободила компанию от непрофильного актива. В эру 2G многие вендоры действительно стремились контролировать производство инфраструктурного оборудования и девайсов, но с начала 2000 гг. большинство из них отказалось от этой идеи. Так, Nokia организовала совместное предприятие Nokia Siemens Networks, Alcatel-Lucent продал мобильное подразделение китайским партнерам (Alcatel Mobile), а Motorola разделилась на две части (Motorola Mobility, купленная недавно Google, и Motorola Solutions, приобретенная NSN). Однако, невзирая на рыночные тенденции, два крупнейших китайских вендора Huawei и ZTE продолжают довольно успешно совмещать развитие сразу двух этих направлений.
«Десять лет назад мы создали совместное предприятие, объединив опыт Sony в области производства потребительской электроники и экспертизу Ericsson в области коммуникационных технологий. Это было превосходное сочетание, способствовавшее развитию функциональных возможностей традиционных мобильных телефонов. Сегодня мы делаем не менее логичный шаг. Sony приобретает нашу долю, продукты совместного предприятия дополнят линейку потребительской электроники компании. Мы же сфокусируемся на более масштабных задачах – по обеспечению всех устройств возможностями коммуникации и реализации концепции всеобщего доступа к Сети, полагаясь на наши исследовательские возможности и широкую базу патентов», – комментирует президент и генеральный директор Ericsson Ханс Вестберг (Hans Vestberg).
Динамика поставок мобильных устройств на рынок. Данные Fiercewireless.com на основе ABI Research
Напомним, что рынок мобильных устройств стремительно меняется: доля Nokia, Motorola, Sony Ericsson, RIM, HP стремительно падает, а Apple (о выходе iPhone 4S в материале рубрики «iPhone» т 05 октября 2011 г.), Sumsung и HTC, наоборот, увеличивают продажи. При этом если Nokia видит спасение в новой для себя ОС Windows Phone (о выходе двух Nokia Windows Phone в материале рубрики «Nokia» от 27 октября 2011 г.), то более мелкие игроки просто уходят с рынка. Так, в середине августа 2011 года Google объявил о покупке Motorola Mobility за $12,5 млрд (см. новость раздела «Оборудование» от 16 августа 2011 г.), а HP отказался от дальнейшего развития мобильного направления на базе WebOS (см. новость раздела «Оборудование» от 24 августа 2011 г.), ведя переговоры о его продаже с Amazon, запустившем собственный планшет Kindle Fire (см. новость раздела «Оборудование» от 4 октября 2011 г.).