Разрешите перейти к основному содержанию доклада о работе за отчетный 2015 год и остановиться на наиболее приоритетных задачах, которые проистекают из принятых нормативных актов, федеральных законов, отдельных поручений Президента, Правительства, над которыми работает наше министерство вместе с коллегами в регионах. Напомню, что для нас основным программным документом является государственная программа “Информационное общество”. Ответственным исполнителем госпрограммы является наше министерство.
Наша общая цель — обеспечить гражданам, организациям такой высокий уровень функционирования информационных и телекоммуникационных технологий, чтобы мы создали условия для эффективного взаимодействия между гражданами, государством и за счет этого обеспечивали необходимый экономический рост и, конечно же, качество жизни.
Разрешите начать с блока «связь» — его в министерстве курирует заместитель министра Дмитрий Алхазов, работаем совместно с коллегами из Россвязи, Роскомнадзора.
Мы продолжили в 2015 году выполнять основные задачи по развитию услуг широкополосного доступа в интернет, по реформе универсальных услуг связи, устранению цифрового неравенства и реализации отдельных проектов, связанных с оптимизацией регулирования в этой сфере.
О каждом проекте расскажу чуть подробнее.
По развитию широкополосного доступа. На слайде представлены текущие основные показатели, которых удалось добиться. Уровень проникновения мобильного интернета в России на сегодняшний день превышает уровень проникновения проводного широкополосного доступа в интернет.
Доступность услуг проводного ШПД достигла 66,7%. При этом современная технология связи мобильного интернета LTE уже доступна на территории, где проживает 60% населения страны.
В 2015 году мы продолжили реформу универсальных услуг связи. Ее цель — устранить то самое цифровое неравенство, о котором мы так часто говорим. Мы приступили к строительству волоконно-оптических линий связи. Всего предстоит построить 215 тысяч километров, это около 14 тысяч точек доступа в конкретных населенных пунктах. Речь идет о селах с населением 250–500 жителей, где интернета раньше либо не было вообще, либо он предоставлялся по такой технологии, на такой скорости и по такой цене, что фактически делало его недоступным.
По пути в села с населением от 250 до 500 жителей будем заходить и в другие населенные пункты. Не секрет, что много населенных пунктов еще не подключено по оптике в диапазоне от 500 до 10 000 жителей. Суммарно потенциальный охват этой программы достигает 37 млн человек.
Здесь мы опираемся на усилия, хорошую рабочую поддержку и реализацию программы силами компании с государственным участием «Ростелеком», она была определена оператором по данной программе отдельным решением Правительства. И нужно отдать ей должное, эта компания сегодня реализует проект во многом за счет собственных средств. К сожалению, объективные бюджетные ограничения приводят к тому, что фонд универсального обслуживания недополучает финансирование. Мы выступаем против такого подхода, озвучивали это многократно на самых разных бюджетных совещаниях, в том числе с участием Председателя Правительства. Не так давно это детально обсуждалось сенаторами в ходе моего доклада в Совете Федерации. Будем продолжать последовательную политику в отношении того, что средства фонда универсального обслуживания должны целевым образом использоваться исключительно на реализацию ранее поставленных задач. Если мы будем на ходу менять правила игры, то никакую реформу реализовать невозможно. Раз уж договорились реализовать эту самую большую в мире стройку ВОЛС, то нужно этого придерживаться.
Еще несколько моментов. 2015 год реализован на отлично — план перевыполнен. Если посмотреть статистику на конец марта текущего года, то всего удалось подключить уже около 2100 населенных пунктов, которые расположены в 65 субъектах РФ. География этой работы охватывает почти всю территорию России.
Что немаловажно, нам удалось утвердить, это было прямо предусмотрено нормативной базой, специальный льготный социальный тариф — стоимость доступа в интернет на скорости 10 Мбит/с составляет 45 рублей в месяц. Цена беспрецедентная и мы считаем, что она важна именно для первого стартового опыта приобщения граждан к информационному обществу. В последующем мы уверены, что жители с радостью воспользуются и расширенным набором услуг, в которые может входить и более скоростной интернет, интерактивное телевидение и другие наборы услуг, которые будут оказываться уже по дополнительным коммерческим тарифам.
Для того чтобы работа реализовывалась координированно, мы подписываем специальные соглашения с субъектами Российской Федерации. На сегодня подписано 27 трехсторонних соглашений. Что собой представляет такое соглашение? По сути, это права и обязанности сторон, когда мы определяем, что делает субъект, что делает “Ростелеком”, что делает министерство. И самое главное, это конкретный перечень населенных пунктов. С одной стороны, это звучит просто, но если опуститься на землю, если дойти до каждого из этих сел, определить четкие маршруты прокладки ВОЛС с учетом географии, климата, с учетом прав на земельные участки и условия прохождения, то это, на самом деле, огромная работа.
Типичное соглашение — это около сотни населенных пунктов и здесь, пользуясь случаем, хотел бы более четко поставить задачу субъектам. На местах с соответствующими филиалами “Ростелекома” при участии в том числе органов местного самоуправления, необходимо как можно быстрее завершить эту работу по детализации этих списков. Часто приходится слышать, что есть те или иные вопросы коммуникаций, организации этой работы, просим вас в случае необходимости эскалировать данную проблему либо на уровень министерства, либо на уровень головного центрального аппарата компании «Ростелеком». Мы заинтересованы, чтобы эти списки и соглашения были как можно скорее подписаны по всем регионам Российской Федерации.
Повторю, что если политика по недофинансированию данной статьи бюджета будет в последующие годы продолжаться, хотя мы против этого, то объективно придется постепенно сдвигать срок реализации подключения тех или иных населенных пунктов. Но давайте будем исходить из того, что средства будут выделяться в полном объеме, и поставим себе амбициозные сроки для того, чтобы все было выполнено вовремя.
Отдельно хотел бы остановиться на проблеме развития связи на Дальнем Востоке. Здесь опять же слова благодарности компании «Ростелеком», которая в рамках собственного инвестпроекта реализует прокладку волоконно-оптической линии связи от Сахалина до Магадана. Эта стройка фактически завершена, идет сдача-приемка данной линии связи. Надеюсь, что скоро жители Магадана уже в полноценном режиме смогут использовать данный скоростной, недорогой, принципиально новый канал доступа в интернет. Речь идет фактически о нескольких месяцах, я надеюсь, что даже неделях.
В летнюю навигацию также нужно осуществить прокладку маршрута ВОЛС до Камчатки. Подписали отдельное соглашение между Минкомсвязью и Чукоткой — считаем, что это перспективный проект. Пока нет конкретного технико-экономического обоснования, как именно проложить и подключить нам этот регион на Дальнем Востоке, но эта задача тоже должна перед нами стоять, и здесь никаких исключений быть не может.
Когда мы реализуем эти проекты, то у нас останется еще только один крупный населенный пункт, не подключенный к скоростному проводному интернету — это город Норильск, где тоже рассматривается реализация инвестпроекта по прокладке наземной волоконно-оптической линии связи.
Очевидно, что территория России обязывает нас использовать и тот космический потенциал, который есть у нашей страны. Спутники позволяют получить интернет там, куда никогда, к сожалению, не дойдет ВОЛС, но подключение крупных городов по оптике высвобождает значительный спутниковый ресурс.
Кроме того, была продолжена программа пусков спутников, и сегодня вы на слайде видите ту космическую географию конкретных позиций, в которых представлены наши аппараты на геостационарной орбите. Суммарно сегодня это 17 аппаратов, из них основная часть находится в ведении ФГУП “Космическая связь”, также есть четыре космических аппарата у компании “Газпром космические системы”. Здесь на слайде речь идет только о гражданских спутниках связи, потому что суммарно у Российской Федерации спутников гораздо больше, это и другие гражданские задачи, и значительное количество аппаратов, используемых Министерством обороны.
Расскажу о ключевых новеллах в законодательстве, регулирующих использование радиочастотного спектра. Первое и очень важное — это совместное использование радиочастот. В крупных городах мы видим высокую готовность инфраструктуры, высокий уровень конкуренции, но когда речь заходит о небольших населенных пунктах, о протяженных автодорогах, которые тоже нужно обеспечивать связью, то здесь необходимо операторам объединять свои усилия, в том числе объединять возможности по использованию радиочастот.
Такие нововведения в 2015 году вступили в силу. Операторы связи, которым ранее были выделены полосы радиочастот, получили возможность их совместного использования в диапазоне от 800 МГц до 2,5 ГГц.
Также в конце 2015 года у нас впервые состоялся аукцион на право использования радиочастот. На текущий момент уже прошло два таких аукциона — один из них прошел в 2016 году, суммарно нам удалось выручить в доход федерального бюджета почти 15 млрд рублей. Мы также увидели объективный справедливый рыночный уровень конкуренции, и что особенно приятно, в целом ряде регионов в аукционах победили в том числе и региональные операторы. Это также способствует усилению конкуренции. Неслучайно повторяю это слово — считаю, что именно конкуренция является главным двигателем прогресса, повышения качества услуг, увеличения покрытия операторов сотовой связи. Именно благодаря конкуренции мы имеем один из самых низких в мире уровней цен на сотовую связь и на мобильный интернет. При этом самые современные технологии внедряются у нас очень быстро.
Расскажу о ходе и темпах внедрения технологии LTE — связи четвертого поколения. Это один из приоритетов работы нашего министерства. В 2015 году был зафиксирован существенный рост количества базовых станций стандарта LTE — на 77% относительно 2014 года. Количество базовых станций превысило 70 тысяч.
Вне сомнения, этот перспективный стандарт в ближайшие годы будет основным источником роста и сейчас уже активно рассматривается внедрение таких услуг как «голос в LTE» (VoLTE — Voice over LTE). То есть перспективно и голосовые вызовы, причем в очень высоком качестве с очень высокой скоростью с момента набора номера до соединения с абонентом, уже становятся не какой-то фантастикой, а совершенно обыденными технологиями, которые начинают использовать наши операторы. А соответственно, абоненты и жители нашей страны могут это использовать.
Что касается экономики отрасли. Отрадно, что отрасль связи занимает место среди таких отраслей-лидеров по объему оказания платных услуг населению, как, к примеру, сфера ЖКХ или транспорт. Увеличился объем услуг связи до 1,7 трлн рублей, и здесь мы фактически уже подходим к исчерпанию потенциала роста, что вынуждает наши компании заботиться о максимальном повышении эффективности данной работы.
Те новеллы в регулировании работы операторов — совместное использование спектра, некоторые другие инициативы, как раз и направлены на это. Мы хотим, чтобы операторы оптимизировали свои издержки, чтобы у них даже в условиях непростой макроэкономики, в условиях сложного курса, когда они вынуждены все равно продолжать закупать оборудование фактически за валюту, а выручка остается в рублях, вот в этих непростых условиях повышение эффективности является залогом дальнейшего успешного развития.
Не могу не сказать и о переносимости мобильного номера. Более 3 млн абонентов фактически перешли от одного оператора к другому, сохранив за собой свой мобильный номер. Это яркая иллюстрация того, что никакого мобильного рабства в РФ больше нет. Мы намерены и дальше упрощать эту процедуру, по крайней мере, моя мечта заключается в том, чтобы всю эту услугу можно было оказать полноценно в электронном виде, а сим-карту от нового оператора, к примеру, получить экспресс-доставкой “Почты России”. Вот если в таком электронном формате начнем переносить номера, то это тоже значительно будет способствовать усилению конкуренции и удобства обслуживания наших пользователей.
Специально запустили публичный “народный мониторинг” качества связи. Не секрет, что Роскомнадзор осуществляет активный мониторинг, публикуется целый ряд отчетов. Сегодня даже в прессе увидел свежие данные по мониторингу в Москве, но одно дело замеры самих экспертов на специальном экспертном оборудовании, а другое дело то, что реально в смартфонах миллионов жителей на территории всей страны. Запустили такой специальный мониторинг — он доступен для всех, это открытые публичные данные по адресу geo.minsvyaz.ru, где любой желающий может принять участие и замерить связь в тех местах, где он живет, перемещается, работает, учится, ездит на дачу.
Это очень важные данные, которые показывают реальное состояние дел. Часто приходится получать письма и от граждан, зачастую даже от губернаторов, касающихся услуг связи в каком-то конкретном малом сельском населенном пункте. И вот такой народный мониторинг позволяет нам получить объективную картину. Очевидно, что никаких специалистов, сотрудников Роскомнадзора не хватит для того, чтобы замерить связь в каждом селе, на каждой автодороге. А здесь вместе с регионами нам зачастую удается находить ответы на самые сложные вопросы по совместному строительству инфраструктуры.
Уважаемые коллеги, хочу вас поздравить с тем, что средняя скорость соединения в Российской Федерации по широкополосному доступу превысила показатели таки стран как, к примеру, Франция, Италии и целого ряда других государства. Здесь мы системно движемся вверх, это даже не наши данные, это данные Всемирного Банка. Остается лишь добавить такой любопытный пример, что суммарное количество подключенных в Российской Федерации абонентов оптоволоконных линий связи превысило этот показатель во всех странах ЕС вместе взятых. Вот такие сегодня грандиозные темпы стройки, перевооружения телекоммуникационной инфраструктуры в РФ.
Давайте поговорим немного об электронном правительстве. За этот блок работы в министерстве отвечает заместитель министра Алексей Козырев. И Аркадий Владимирович Дворкович уже в своем выступлении обратил ваше внимание на важнейший показатель, на задачу, которую нам поставил Президент РФ. Мы действительно достигли показателя 39,6% получателей госуслуг в электронном виде. Этот показатель оценен по методике Росстата. Знаю, коллеги, что по целому ряду регионов были вопросы. Мы подготовили специальный дополнительно уточняющий запрос в Росстат. У меня тоже вызывает вопрос, почему в целом ряде регионов, причем регионов-лидеров, этот показатель вдруг значительно снизился, где-то чуть ли не в два раза. Здесь необходимо провести дополнительную работу, может, нам удастся выйти на какое-то обоснованное значение скорректированного показателя.
Тем не менее, цифра 39,6% — это официальная позиция Росстата, он самостоятельно провел данное исследование. Наша задача — 70%. У нас фактически остается два года, и это очень ответственный этап. Основная технологическая, нормативная готовность к тому, чтобы все это работало, уже есть, но мы по-прежнему видим драматический разброс этого показателя от регионов-лидеров до тех регионов, которым еще очень многое предстоит сделать. Здесь нам необходимо действительно объединить наши усилия, чтобы мы, с одной стороны, отладили все тонкости работы электронных госуслуг, а с другой стороны — обеспечили необходимый уровень популяризации.
Давайте посмотрим, что у нас происходит с Единым порталом госуслуг. На конец 2015 года на нем было 22,5 млн пользователей, которые зарегистрированы в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). В марте 2016 года эта цифра выросла — уже больше 25 млн человек. Фактически, сегодня каждые три секунды регистрируется новый пользователь.
Подтвержденная регистрация, когда мы смотрим дополнительные идентификационные документы гражданина, проводится и в органах власти, в отделениях “Почты России”, в многофункциональных центрах, в офисах банков. Здесь действительно все работают на то, чтобы это стало стандартом с точки зрения предоставления электронных государственных, да и не только государственных услуг.
К самым популярным услугам относятся проверка штрафов и оплата нарушений правил дорожного движения, вопросы налоговой задолженности, исполнительных производств, оформление загранпаспорта и информирование о состоянии лицевых счетов в системе пенсионного страхования. Сумма электронных платежей в 2015 году увеличилась в 3,5 раза и составила почти 3 млрд рублей.
В 2015 году мы продолжили работу по развитию бета-версии Единого портала госуслуг. Думаю, что именно в этом году мы осуществим переключение и полностью перейдем на эту новую версию с оптимизированными интерфейсами. Их старались делать простыми и понятными даже для неподготовленных пользователей, в том числе в тех селах, куда приходит интернет благодаря программе устранения цифрового неравенства.
На сайте запущен каталог услуг с разбивкой по категориям. Электронные госуслуги доступны не только физическим и юридическим лицам, но и иностранным гражданам. Разделы сайта можно просматривать на нескольких языках.
Любопытные примеры взаимного проникновения государственных услуг и услуг хозяйствующих субъектов стали доступны на портале. Как наиболее яркий пример хотел бы отметить такую услугу, как запрос о состоянии лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования и перенаправление этих данных в банк. Такой услугой воспользовались более 4,5 млн раз — эти люди получили данную выписку и использовали ее для получения услуги в коммерческом секторе.
В рамках программы по увеличению распространения электронных госуслуг мы запустили в пилотную эксплуатацию “Открытую платформу госуслуг”. Этот сервис позволяет предоставлять федеральные электронные госуслуги на порталах и сайтах федеральных и региональных органов власти с использованием встраиваемых элементов Единого портала госуслуг. Таким образом, сохраняется единый пользовательский опыт на одном сайте и увеличивается количество каналов доступа к государственным услугам в электронном виде. Без этого достичь целевого показателя в 70% нам вряд ли удастся, и здесь нужно использовать и в хорошем смысле завлекать, заманивать в электронные сети всех граждан со всех потенциальных точек взаимодействия.
Очень важным примером является проект по юридически значимым уведомлениям. Это пример реальной реформы, когда мы фактически меняем традиционный бумажный мир и переводим его в электронную форму. Все мы с вами периодически получаем различные бумажные “письма счастья” от целого ряда государственных структур. Впервые в рамках пилотного проекта с Правительством Московской области, Министерством внутренних дел РФ, Федеральной службой судебных приставов и ФГУП “Почта России” нам удалось реализовать возможность, когда граждане фактически отказываются от получения бумажных писем, получают информацию в электронном виде, при этом сохраняется ее юридическая значимость. Соответственно, выполняются все регламенты и процедуры, предусмотренные действующим законодательством. Мы считаем, что этот сервис уже хорошо отработан, он может тиражироваться на другие регионы страны. От этого выигрывают все. И гражданам это удобней, ведь никто не хочет работать с бумажными документами, получать их по месту фактической регистрации, а не месту жительства, тратить на это дополнительные время и силы. И государство в плюсе, ведь это позволяет быстрее решать вопросы задолженностей, платежей и делает это взаимодействие для всех комфортным.
В 2015 году был серьезно доработан единый личный кабинет на сайте госуслуг. Запущен пилотный проект по интеграции ведомственных порталов. Тут у нас по-прежнему сохраняется значительный уровень разобщенности, и мы считаем, что эту практику единого личного кабинета нужно развивать как единую точку и платформу для интеграции самых разных сервисов.
Кратко хотел бы сказать и о системе межведомственного электронного взаимодействия. На текущий момент к СМЭВ подключено более 12 тысяч участников, из которых почти 100 участников федерального уровня. Количество обработанных запросов в СМЭВ составило около 7 млрд единиц. Это значительно больше показателя 2014 года.
Согласно статистике, 80% услуг, оказанных в электронном виде, приходится на 35 видов услуг. Из них 20 региональных и муниципальных и 15 — федеральных. Это точка максимального внимания, в том числе и в рамках работы Правительственной комиссии по информационным технологиям. Здесь мы фокусируем наши усилия вместе с федеральными коллегами и регионами для того, чтобы обеспечить безусловный приоритет электронных госуслуг именно по данным видам.
Для того чтобы наша работа была правильно выстроена с точки зрения архитектуры, базовых основ, нам предстоит работа по обновлению системного проекта электронного правительства. В 2015 году мы эту работу инициировали, сейчас проект документа дорабатывается, скоро мы его представим на рассмотрение Правкомиссии по ИТ.
С точки зрения базовых принципов “Электронное правительство 2020” — это:
— высококачественные электронные услуги в режиме реального времени, со всех электронных устройств, в проактивном режиме, когда государство вам само напоминает, когда и что нужно сделать;
— снижение расходов всех уровней органов власти за счет использования сервисов электронного правительства не только для услуг, но и для функций;
— электронное гражданское общество, это такие сервисы, как “народный контроль”, “народный инспектор”, “активный гражданин” — они по-разному называются, но это становится стандартом фактического взаимодействия общества и государства;
— электронное правительство как платформа для бизнеса, и один из примеров по справкам из Пенсионного фонда, предоставляемых для банков, я вам уже приводил и таких вариантов может быть очень много.
Несколько раз уже сказал о Правительственной комиссии по ИТ и соответствующей подкомиссии по работе в части перевода услуг в электронный вид. Мы часто с вами встречаемся на ее заседаниях, в режиме видеоконференций, статистика работы правкомиссии и подкомиссии у вас на экране.
Хотел бы остановиться еще на одном проекте, который мы тоже активно обсуждали в этом режиме — это проект по популяризации электронных госуслуг. Впервые у нас состоялась такая федерально-региональная информационная компания, пусть это была первая попытка, но мы оцениваем уже охват в рамках данной работы как более 22 млн человек. Для достижения показателя 70% по оказанию госуслуг в электронном виде нам необходимо эту работу усиливать. Просим коллег в регионах, чтобы максимально был задействован в том числе и региональный, муниципальный ресурс с точки зрения продвижения данной работы.
Перехожу к вопросам повышения качества государственного управления. Это блок проектов информатизации, которым в нашем министерстве занимается заместитель министра Олег Пак.
Первый блок — это то, что связано с экспертизой документов по информатизации. Работа год за годом становится более предметной, четкой и конкретной. Целый ряд регионов РФ перенимают этот опыт, где-то удалось вообще централизовать расходы на ИТ, где-то внедряется принцип координации информатизации.
За три года — с 2013 по 2015 — суммарно на предпроектной стадии мы рассмотрели около 1000 проектов по информатизации в различных отраслях и от самых разных федеральных органов власти. Общая сумма представленных проектов превысила 300 млрд рублей, лишь четверть проектов получила отрицательное заключение. При этом стоимость реализации проектов в процессе прохождения экспертизы снижалась в среднем на 20–30% от первоначально заявленной.
В каком-то смысле эта работа уже чем-то начинает напоминать то, что называется “главгосэкспертизой” в строительстве. Скорее всего, мы постепенно движемся к этому. Считаем, что здесь нам нужно год за годом системно усиливать контроль.
В 2015 году завершилась реорганизации подведомственного министерству ФГУП “ВНИИПВТИ”, на его базе образован Центр экспертизы и координации информатизации. Именно там мы хотим формировать компетенцию специалистов и реализовать необходимый процесс по правильной экспертизе представленных документов и, в том числе, оказанию методической поддержки для госорганов в решении поставленных задач.
В среднем на ИКТ госорганов в России ежегодно выделяется порядка 100 млрд рублей. 70% — это традиционно эксплуатационные расходы. Бюджет развития — около 30 млрд рублей, ежегодная дополнительная потребность, которую мы видим, составляет около 20 млрд рублей. Большая часть этих средств — это потребность в развитии инфраструктуры. Из-за того, что это недофинансируется, в том числе, в связи с бюджетными ограничениями, мы видим растущее цифровое неравенство уже среди органов власти.
Считаем, что нет другого пути, кроме как использование единой инфокоммуникационной инфраструктуры. Вы знаете, что реализуется проект по так называемой Единой сети передачи данных (ЕСПД). Здесь мы опираемся на опыт компании “Ростелеком”. Этот проект начинался с Федеральной миграционной службы. В 2016 году еще 14 федеральных органов государственной власти также приняли решение об использовании ЕСПД. Сегодня мы считаем, что это основа для того, чтобы рассматривать вопрос и оказания дополнительных сервисов. Не только каналов передачи данных, но и вычислительных мощностей и, самое главное, сервисов, когда базовые сервисы, типовые, которые не связаны с ведомственными прикладными задачами, могут оказываться без дополнительных затрат по принципу унифицированных подходов.
Разрешите также кратко проинформировать о том, что происходит с электронным документооборотом. Наше министерство продолжает разработку необходимой нормативно-правовой базы, стараемся ликвидировать возникающие барьеры для перехода федеральных органов власти на электронный межведомственный документооборот. Переход должен быть осуществлен до конца 2016 года. Ведомства сейчас обеспечивают доработку и интеграцию ведомственных систем. Соответствующие правила были утверждены на Правкомиссии по ИТ. Приглашаем регионы также активней включаться в данный процесс.
Новым инфраструктурным проектом для нас является подготовка к Чемпионату мира по футболу. Российской Федерацией уже накоплен хороший опыт проведения Всемирной Универсиады в Казани в 2013 году, Олимпийских игр в Сочи, поэтому мы стараемся максимально использовать уже созданную инфраструктуру. Сейчас разработан системный проект по Чемпионату мира, впереди предстоит активная работа с учетом того, что все фактически должно быть готово уже в 2017 году.
Хотел бы также проинформировать о том, что обсуждается вопрос о том, что каждому болельщику, прибывшему на Кубок Конфедерации-2017 и Чемпионат мира по футболу-2018, будет выдано специальное идентификационное удостоверение. Для иностранных гостей оно будет обеспечивать в том числе безвизовый въезд в страну, а всем болельщикам, при наличии билета на матчи, — вход на стадионы.
Регистрацию болельщики смогут проходить на специальном сайте системы, а получать удостоверения в центрах выдачи, на почте или с помощью доставки официальным группам.
Мы рассчитываем, что обеспечим около 2 млн карт болельщиков, это электронные документы для ЧМ-2018 и 600 тыс. для Кубка Конфедераций. Прогнозируемое количество иностранных зрителей — около миллиона человек. Эта система должна заработать уже в конце 2016 года.
В рамках Евразийского экономического союза мы проводим работу по созданию интегрированной информационной системы, которая увязывает между собой процессы взаимной и внешней электронной торговли всех участников союза и обеспечивает отслеживание товаров от момента пересечения границы ЕЭС до их конечного потребителя. К системе подключены все страны-участницы союза. В 2015 году с участием Российской Федерации завершены мероприятия по проведению межгосударственных испытаний национального сегмента Российской Федерации в составе единой информационной системы Евразийской экономической комиссии.
Также хотел бы остановиться на значимом проекте, который называется “ГИС ЖКХ” — этот блок работы курирует заместитель министра Михаил Евраев.
Соглашения об опытной эксплуатации “ГИС ЖКХ” подписано практически со всеми субъектами РФ. Задачи оператора системы возложены на “Почту России”. Цель здесь заключается в том, чтобы каждому гражданину была доступна простая и базовая услуга — получить полную и актуальную информацию в электронном виде об управляющих и ресурсоснабжающих организациях, о выполняемых работах по дому, о состоянии своего лицевого счета, объеме начисленных, оказанных и оплаченных услуг. С одной стороны, это звучит очень просто, но в масштабах Российской Федерации, реализации единого федерального закона — это очень серьезная интеграционная задача, которая требует и выпуска огромного количества разных подзаконных актов, в том числе и приказов министерства. Большинство задач регламентируется совместными приказами Минкомсвязи и Минстроя, МинЖКХ, и мы продолжаем эту работу.
Система “Независимый регистратор” позволяет бороться с электронным мошенничеством в сфере закупок товаров, работ и услуг, в том числе связанных с госзаказом, с госкомпаниями. Это важная инициатива, потому что Российская Федерация является сегодня одним из мировых лидеров по объему проводимых электронных аукционов. И здесь очень важно, чтобы была какая-то третья доверенная сторона, которая может независимо контролировать происходящий процесс, и в случае тех или иных, в том числе судебных разбирательств, предоставлять объективную информацию о том, что же происходило между организатором аукциона или конкурса и соответствующим его участником.
В прошлом году мы запустили обновленную версию Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС). Сегодня это крупнейший поставщик данных для портала открытых данных. Пользователями ЕМИСС являются и ведомства и граждане. Такую же центральную роль выполняет и система управления кадровым составом. По состоянию на декабрь 2015 года 6,5 тыс. органов местного самоуправления, 2,5 тыс. органов государственной власти субъектов РФ, 86 федеральных органов исполнительной власти подключены к системе и продолжается работа на базе инфраструктуры портала пилотной версии Единой информационной системы управления кадровым составом государственной гражданской службы РФ. В каком то смысле это даже такой прообраз некоего интранета.
Продолжился проект по предоставлению субсидий регионам РФ на становление информационного общества, были определены очередные приоритетные проекты. Немного уменьшился объем финансирования — суммарно он составил 367 млн рублей. Регионы-победители прошу максимально обратить внимание на соблюдение соответствующих сроков выполнения поставленных задач и правильное оформление всех документов. Очень хотелось бы, чтобы все поставленные задачи были достигнуты, и у нас не было каких-то дальнейших последствий по вопросам возврата данных субсидий. Мы хотим, чтобы все эти средства пошли на пользу и все поставленные задачи были решены.
Перехожу к блоку “информационные технологии”. Этот блок в министерстве курирует заместитель министра Алексей Соколов.
Еще в 2014 году мы утвердили план импортозамещения по программному обеспечению, в нем три направления. Первый блок продуктов, связанных с мерами поддержки в виде преференций при госзакупках — это как раз тот самый реестр российского программного обеспечения, о котором расскажу чуть позже. Второй блок работы — там, где требуется субсидирование части затрат на поддержку системного ПО. В этом зале, думаю, не требуется рассказывать чем отличается системное ПО, в чем его значение и чем обосновывается необходимость таких существенных затрат. И третий блок работы — отраслевые прикладные программные продукты, где мы считаем, что нужно идти по принципу коммерциализации. К примеру, такие системы, которые используются в нефтяном комплексе, в промышленном производстве, в том числе в оборонно-промышленном комплексе, должны изначально строиться по принципу коммерциализации и реализовываться на инвестиционных началах, когда мы четко понимаем, какой у этого проекта есть бизнес-план и как можно привлечь к его реализации соинвесторов, в том числе со стороны заинтересованных игроков, заказчиков.
Мы внесли предложение в план устойчивого развития экономики, который был утвержден 1 марта 2016 года Председателем Правительства РФ, по выделению отдельной строчки, отдельного мероприятия по поддержке разработки, развития и распространения российского программного обеспечения. Это кстати произошло впервые — никогда ранее такой строчки ни в одном плане не было. Считаем это крайне важным. Наша страна десятилетиями поддерживает такие важные направления народного хозяйства, как автопром, авиапром, сельское хозяйство, на эти цели выделяются десятки и сотни миллиардов рублей. Но никогда не было целевой формы поддержки по такому важному направлению как программное обеспечение, информационные технологии. Сегодня ни для кого не секрет, что конкурентоспособность и информационный суверенитет нашего государства и государств-партнеров Российской Федерации крайне зависим от состояния программного обеспечения и обладания Российской Федерацией всем набором технологий и компетенций в этой сфере.
Как работает реестр отечественного ПО? C 1 января 2016 года вступила эта законодательная инициатива. Сегодня в реестр включено уже около 400 программных продуктов. Продукты включает специальный Экспертный совет по российскому ПО при Минкомсвзяи России. В нем большинство голосов принадлежит индустрии — если вы пересчитаете всех экспертов в составе совета, то именно у отраслевых ИТ-компаний этих голосов большинство. Для нас это важно. В совете, конечно, присутствуют и представители целого ряда федеральных органов власти, но все-таки это совет отраслевой. Они сами проводят экспертизу заявок, готовят заключения, эта процедура предельно открытая, никакого конфликта интересов, просто исходя из регламента работы совета, быть не может.
400 продуктов в реестре — это говорит о том, что госзаказчики должны преимущественно закупать именно эти продукты либо объективно обосновать, почему эти продукты им не подходят. При этом у каждого отраслевого игрока остается возможность обратиться в ФАС с соответствующей жалобой, опротестовать конкретную закупку, обратить внимание на недостаточную обоснованность необходимости использования зарубежных программных продуктов.
Этот вопрос рассматривался, в том числе и на совещании у Президента РФ с членами Правительства, где Президент нашей страны даже усилил постановку этого вопроса и поручил подготовить предложения относительно того, как отстаивать этот принцип уже на уровне государственных компаний. Думаю, вы все хорошо понимаете разницу между 44 и 223 федеральными законами. Пока реестр ПО — это 44-ФЗ, а вопрос заключается в том, как распространить эти принципы на 223-ФЗ. И уже даны поручения через соответствующие директивы членам советом директоров от государства в этих госкомпаниях продвигать эту политику. Со второй половины 2016 года будем приступать к этой работе.
Очень важно обеспечивать дальнейшую поддержку ИТ-образования. У нас системный дефицит кадров в ИТ-отрасли. Хотел бы высказать слова благодарности коллегам из Минобрнауки — мы увеличиваем ежегодно объем госзаказа на ИТ-специалистов. Контрольные цифры приема по ИТ-специальностям на 2016–2017 учебный год увеличились на 31% по сравнению с предыдущим учебным годом и на 70% за последние два года.
Для решения проблемы кадрового дефицита в ИТ-отрасли в 2015 году вместе с субъектами РФ мы инициировали включение ИТ-специальностей в финансируемые государством региональные программы переквалификации высвобождающихся специалистов из других отраслей. Выделяются соответствующие субсидии, эта программа реализуется и многим субъектам это знакомо.
Отдельного внимания заслуживает образовательная акция в области ИТ «Час кода». Она проходит полномасштабно уже второй год. Что самое невероятное — это вовлеченность школьников. Такой огромный потенциал у наших ребят, учащихся школ — около 8 млн участников. Нужно обязательно эту акцию развивать, поддерживать и переводить ее в режим полноценной онлайн-школы дистанционного обучения для тех ребят, кто хочет свою будущую профессию связать с информационными технологиями. Нам нужно подхватывать будущих программистов, инженеров, “айтишников” так же рано, как подхватывают будущих спортсменов-олимпийцев. Нужно их со школьной скамьи вовлекать в наши ряды.
Разрешите также проинформировать об итогах деятельности технопарков. Напомню, что в конце 2014 года мы завершили основную фазу строительства. Теперь здесь уже мячик на стороне субъектов, которые софинансировали данную программу, участвовали в строительстве. Программа реализовывалась по принципу субсидий и достигла в целом впечатляющих результатов. Выручка этих компаний составила более 50 млрд рублей, около 900 компаний-резидентов, около 20 тысяч рабочих мест. Любопытно, что средний возраст в технопарках — около 27 лет, это очень молодой возраст сотрудников и яркий пример того, как эта инновационная инфраструктура может работать. Объем софинансирования со стороны субъектов значительно превысил объем федеральных субсидий, и здесь лишь остается пожелать регионам успехов. Мы контроль здесь тоже не ослабляем, планируем в ближайшее время провести соответствующую ежегодную межведомственную комиссию по мониторингу реализации этой программы. В ряде регионов, где строительство завершилось на самом последнем этапе программы, необходимо усиливать работу по заселению резидентов, созданию необходимых условий, поддержке их дополнительными льготами. В частности, ряд регионов уже внедрили региональные льготы по налогу на прибыль.
Также хотел бы проинформировать о завершении строительства целого небольшого города в области высоких технологий — города Иннополис, который мы реализовали совместно с Министерством экономического развития. Основной объем финансирования пришелся как раз на программу “Особых экономических зон”. Город построен по принципу “живи-учись-работай-отдыхай”, и смысл в том, что это целостная экосистема, которая позволяет развиваться инновационным компаниям принципиально нового типа. Там создано и жилье, и соответствующая социальная инфраструктура, технопарк, и, что интересно, создан достаточно необычный пример университета, который целиком сфокусирован на разных сферах обучения в области ИТ.
Сегодня он не является получателем какого бы то ни было базового бюджетного финансирования по линии Минобрнауки или любого другого вуза и финансируется за счет взносов тех или иных ИТ-компаний. Сегодня там обучаются уже более 200 бакалавров, 70 магистров и в этом году еще почти 300 новых бакалавров и магистров планируют туда поступить, причем там достаточно высокий конкурс и интересные образовательные программы.
Я уже говорил об условиях ведения бизнеса и хотел бы еще раз остановиться на очень популярной в последнее время теме. Хочу еще раз подтвердить позицию Минкомсвязи России о том, что мы настаиваем и отстаиваем эту позицию в Правительстве, в дискуссиях с социальным, финансовым блоками правительства, о том, что необходимо продлевать пониженные ставки по страховым взносам для ИТ-компаний. Если мы эти пониженные ставки не сохраним, то российская юрисдикция вряд ли может рассматриваться как конкурентоспособная юрисдикция для развития ИТ-бизнеса. В этом случае мы получим значительный отток российских ИТ-компаний в другие юрисдикции, а зачастую и отъезд специалистов. И никакие технопарки, никакие иннополисы и другие инновационные центры не смогут эту объективную экономическую реальность перебороть и переломить.
У нас около 5500 компаний прошли аккредитацию, мы видим очень серьезные цифры, которые они приносят в бюджет. Мы видим темпы роста бизнеса в этих компаниях и считаем, что бюджету выгодно сохранить эти льготы, потому что весь этот темп и вся эта дополнительная налоговая база фактически будет потеряна. Либо компании сменят юрисдикцию либо они уйдут в серую зону.
Перехожу к блоку “медиа”, этот блок курирует заместитель министра Алексей Волин, работаем здесь вместе с Роспечатью, с Роскомнадзором.
Что касается развития телерадиовещания, то за год доля населения, способного принимать десять каналов первого мультиплекса в цифровом качестве, возросла до 91,4%. 20 эфирных каналов, это первый и второй мультиплексы, могут принимать почти 63% населения нашей страны. Произведено около 14 тысяч часов скрытого субтитрирования — это очень важно в рамках программы “Доступная среда”.
Активно развивается интернет-экономика. Аудитория российского сегмента интернета увеличилась с 74 млн до 80 млн человек. Важно, что увеличилась доля пользователей, покупающих легальный контент, оцениваем эту цифру уже в 18 млн человек, а доля интернет-экономики в ВВП страны возросла с 1,6% до 2,3%. Мы видели как замедлялись темпы роста по многим отраслям, где-то был даже отрицательный рост, но фактически все отрасли, связанные с интернетом, динамично росли. Это доказывает необходимость дальнейших системных инвестиций в эту сферу.
Повышение уровня медиаграмотности в России — это также одно из направлений работы Минкомсвязи. По сравнению с 2014 годом рост индекса медиаграмотности населения увеличился с 20% до 30%. При этом речь идет исключительно о высоком уровне медиаграмотности. Здесь совокупно уровень медиаграмотности мы видим по 74% населения страны, а у 26% оцениваем его пока как низкий, поэтому эту работу необходимо дальше усиливать.
Что касается поддержки печатных СМИ. Эта работа находится на отдельном контроле в министерстве, мы знаем, что внимательно к этой теме относится и Общероссийский народный фронт, недавно это обсуждалось на соответствующем медиафоруме в Санкт-Петербурге.
Был образован специальный Экспертный совет по региональным СМИ, который принимал участие, в том числе, при определении эффективных экономических моделей по поддержке и распространения печатных СМИ на уровне регионов и муниципалитетов. Совет утвердил список социально значимых СМИ, которые получили дополнительные скидки в размере 15% в рамках Всероссийских декад подписки. Льготные условия на подписку получили около двух тысяч печатных изданий и что самое интересное, нам удалось переломить тренд на снижение — впервые у нас подписка выросла на 4,2%, хотя спрос на все другие виды товаров и услуг объективно падал. В этих условиях 4,2% роста — это достаточно хороший результат совместной работы, которую мы проводили.
Мы направили в ФАС предложения по увеличению площади рекламных материалов в периодических печатных изданиях с 40% до 45% объема одного номера. Это важная мера, потому что если мы посмотрим на весь наш предыдущий опыт, то мы все годы, раз за разом вводили те или иные запреты. Запретили рекламировать табак, алкоголь, лекарства, ввели различные другие виды ограничений, но в условиях замедления темпов роста экономики нам важно сделать так, чтобы наши СМИ не закрывались, чтобы мы не теряли рабочие места, не увольняли сотрудников медиаотрасли в части региональной печати. Поэтому здесь мы продолжим борьбу за интересы региональных и печатных СМИ и будем вносить те или иные законодательные предложения.
Перехожу к работе почтовой отрасли, “Почты России” — этот блок курирует заместитель министра Михаил Евраев. Это наша крупнейшая товаропроводящая сеть и во всей красе ее потенциал раскрывается как раз в эти годы. Мы продолжаем совершенствовать нормативно-правовое регулирование, утверждена Концепция развития почтовой связи в Российской Федерации на период до 2020 года, у “Почты России” появилась стратегия развития, вступили в силу новые правила оказания услуг почтовой связи, ведется работа над законопроектом федерального закона “О почтовой связи”, который находится на площадке Государственной Думы. Мы ведем совместную работу для того, чтобы подготовить ее ко второму чтению. Также, фактически создан “Почта Банк” вместе с нашими коллегами из банковской группы ВТБ.
Международные посылки. На слайде мы видим потенциал электронной коммерции — 128 миллионов посылок, в том числе международных отправлений. Они были обработаны в срок и без каких-либо коллапсов, больше никакие аэропорты на прием почты у нас не закрывались. “Почта России” может, способна и справляется с этим невероятным объемом роста электронной коммерции — как внешней, так и внутри страны.
Продолжают сокращаться сроки доставки посылок. За 7–10 дней из-за рубежа до получателей в Центральной России и за 15–20 дней — в среднем по стране. “Почта” конечно же будет продолжать инвестиции в модернизацию своей инфраструктуры, до конца 2018 года в России будет построено семь межрегиональных логистических центров. Значительные инвестиции идут в обновления автопарка. Хочу отметить, что “Почта” продолжит серьезные инвестиции и в собственный авиапарк. Мы запустили еще в 2012–2013 годах несколько отдельных самолетов, которые позволили нам решить критическую ситуацию по дальневосточному региону, и в 2016 году мы планируем целый ряд новых других интересных авиапроектов.
Чистая прибыль “Почты России” в 2015 году составила 1,6 млрд рублей, выручка также выросла – до 149 млрд рублей. На отдельном контроле держим вопрос заработной платы. Это наш безусловный приоритет, но без роста выручки, без роста производительности труда, мы не сможем повысить заработную плату сотрудникам. Нет никаких других источников. “Почта России” не получает никаких мер господдержки, нет больше никаких субсидий на печатные СМИ, нет субсидий на отделения в условиях Крайнего Севера. Почта функционирует полностью в самостоятельном, автономном режиме и даже перечисляет дивиденды в бюджет. Вот как раз 1,6 млрд — это 800 млн мы перечислим в этом году в доход федерального бюджета.
Поэтому “Почта” должна быть эффективная, а “Почта банк” — одно из направлений, которое позволяет эти доходы увеличить. “Почта России” получит не менее 47 млрд рублей так называемого “инфраструктурного платежа” от работы “Почта банка”. А плюс еще получит 50% дивидендов от того, что “Почта банк” наработает. И самое главное, что жители, в том числе на селе, получат доступ к современным банковским услугам. Это очень важный пример того, как мы совершенно по-новому начинаем эксплуатировать существующую инфраструктуру.
Приятно видеть, как “Почта России” активно внедряет принятое новое положение о закупках — экономит, без преувеличения, миллиарды рублей за счет электронных аукционов. Это беспрецедентный пример электронных тендеров и огромной экономии, в том числе по поставкам компьютерной техники. Рекомендую всем региональным информатизаторам обратить на эти тендеры отдельное внимание. Есть чему поучиться. Самое главное, что это приводит к значительной экономии средств.
Не могу в своем выступлении не остановиться на теме Крымского федерального округа. Тут поработали все заместители министра. Это и развитие связи, запуск электронного правительства, внедрение “ГИС ЖКХ” в Крыму и Севастополе. В Крыму сегодня работают три российских сотовых оператора, это тоже уже конкурентная среда. Более того, мы даже увидели примеры переноса мобильных номеров между этими операторами. Впервые на этой территории заработали такие услуги как LTE — связь четвертого поколения, ее вообще никогда исторически там не было. Инфраструктуру связи продолжают развивать и готовить к очередному туристическому сезону.
К концу мая мы надеемся порадовать значительно возросшим покрытием 3G по основным автодорогам и многим населенным пунктам Крыма. В целом сегодня Симферополь, Севастополь, южный берег Крыма уже достаточно хорошо обеспечены, но повторю, территория Крыма этими населенными пунктами не ограничивается. Есть много других мест и наша задача — обеспечить там достойный уровень покрытия 3G, а в крупных населенных пунктах — 4G для того, чтобы все это эффективно работало.
Запустили электронные госуслуги. 1 февраля 2016 года официально заработал портал услуг Республики Крым, действуют 14 Центров обслуживания, которые производят процедуру подтверждения учетной записи пользователя в ЕСИА. Эту работу нужно продолжать. Любопытные цифры по подписной кампании. Мы увидели значительный рост — на 70%, 244 тысяч экземпляров — это тоже яркий пример того, как Крымский федеральный округ интегрируется в единое почтовое подписное пространство Российской Федерации.
В прошлом году удалось значительно обновить парк автомобилей “Почты Крыма”. Это было целой проблемой, десяток лет не было никаких инвестиций в эту инфраструктуру, а сегодня это хороший современный транспорт. Продолжим наращивать инвестиции и в инфраструктуру самих отделений “Почты Крыма”.
В завершение выступления разрешите остановиться на тематике международного сотрудничества, этот блок курирует заместитель министра Рашид Исмаилов. У нас достаточно широкая география. За нашим министерством закреплены три межправительственные комиссии — это Словения, Камбоджа и Лаос. Везде видим хорошую динамику этого сотрудничества, а также сотрудничества, которое идет по нашей профильной отраслевой тематике.
Удалось подписать целый ряд новых соглашений о сотрудничестве в сфере инфокоммуникационных технологий и СМИ. Это меморандумы с Палестиной, Аргентиной, Киргизией, Эквадором. Подписано значительное количество соглашений о снижении цен на международный роуминг. Отдельно по международному блоку хотел бы выделить событие, связанное с проведением в Москве впервые в истории встречи министров информационных технологий и связи стран БРИКС.
В прошлом году Российская Федерация была председателем блока БРИКС и это позволило нам активно продвигать тему вопросов информационной безопасности, информационного суверенитета, диверсификации глобального ИТ-рынка, ухода от той интернет-монополии, о которой очень подробно в своем выступлении рассказал Игорь Олегович Щеголев. Всю эту повестку дня мы сверили с нашими коллегами по БРИКС.
Почему так важен БРИКС? Потому что это фактически — половина населения нашей планеты, а соответственно, в перспективе, это половина рынка инфокоммуникационных услуг. Какая бы ни была большая Российская Федерация, объема нашего рынка недостаточно для того, чтобы мы смогли вырастить здесь, внутри России, компании, которые были бы стать игроками первого эшелона и соревноваться по своим макроэкономическим показателям с действующими монополистами. Именно поэтому нам нужно создавать альянсы, совместные компании. Первые примеры таких инвестиционных сделок мы уже видим. Часть из них отражена в информационных сообщениях в СМИ, некоторые из них пока находятся за кадром, но эта работа идет.
Если в рамках БРИКС мы научимся слышать друг друга, согласовывать эти позиции и развиваться вместе, то тогда, я уверен, мы сможем переломить действующую глобальную монополию на инфокоммуникационные технологии, а от этого выиграет все человечество. Когда в чьих-то руках сосредоточена монополия на ИКТ, всегда будет соблазн в определенный момент использовать эти рычаги в политических, в том числе деструктивных целях, и мы, к сожалению, хорошо знаем эти примеры.
Уважаемые коллеги!
Часть проектов, о которых я сегодня говорил, переходит в стадию высокой готовности к запуску. Часть уже запущена и работает. Это значит, что цифровое неравенство между регионами перестает быть таковым.
Электронное правительство, которое мы развиваем, оптимизирует общение чиновников и граждан, помогает экономить время, деньги и делает нашу экономику, нашу юрисдикцию более конкурентоспособной.
Сам российский рынок ИТ находится в очень динамичной стадии развития и нас всех ждет очень интересная, амбициозная работа.
Хотел бы поблагодарить всех коллег из федеральных органов исполнительной власти, коллег из регионов, мы находимся в очень тесном, постоянном круглосуточном контакте с ними, за ту совместную работу, которую мы делаем.
Все, что мы делаем, делается как раз для улучшения качества жизни в стране и для экономического роста нашего государства. Всегда двигаемся только вперед, остаемся на связи! Приятно, что после заседания коллегии сегодня проведем еще и Совет по региональной информатизации, пользуясь тем, что здесь присутствует значительное количество регионов нашей страны.