"Изменения на рынке состоят в том, что операторы все чаще играют не одну роль, которая была присуща им ранее, но пытаются каким-то образом освоить чужую поляну: пытаются объединить различные функции, пытаются в итоге завоевать больше денег и контролировать рынок за счет абонентской базы", - рассказал о смене парадигм в работе спутниковых операторов директор по развитию "Коминфо Консалтинг" Евгений Соломатин.
На западе спутниковые операторы, такие как SES, через дочерние компании объединяют в себе услуги оператора телевещания и широкополосного мобильного доступа, двигаясь к конвергентной модели предоставления услуг спутникового вещания. SES Astra, к примеру, является членом консорциума HbbTV (Hybrid Broadband Broadcast TV), который пытается продвинуть гибридный стандарт цифрового телевидения и мультимедийных услуг HbbTV на европейский рынок.
По данным "ИКС-консалтинг", прогнозируемый рост абонентской базы пользователей платного спутникового телевещания в России - 6% в год, что ниже общемировых тенденций для развивающихся стран, а объем рынка на текущий момент составляет 33 млрд руб.
"Налицо рост выручки от IPTV-сервисов по всему миру. В ближайшее время мы планируем запустить программу передачи своего контента операторам IPTV", - заявил Олег Колесников, технический директор "НТВ Плюс". По его словам, спутниковым операторам приходится конкурировать с сервисами интернет-видео, такими как iwi.ru и now.ru, которые предоставляют пользователю контент по запросу бесплатно или за символическую плату и без покупки дополнительного оборудования. Компания активно продвигает новые услуги, такие как просмотр архивированных трансляций футбольных матчей через Интернет, спутниковое вещание спортивных событий в кинотеатрах и другие сервисы, все более тесно переплетающиеся с видеостримингом в глобальной сети. В компании полагают, что им есть куда развиваться, в случае если наземный сегмент вещания через Интернет станет занимать лидирующие позиции на рынке.
Павел Басов, технический директор "Триколор ТВ", в беседе с репортером ComNews отметил, что в компании разрабатывают различные интернет-ориентированные услуги, о которых пока предпочитают не говорить. По его мнению, сдвиг в эту сферу заметен каждому, кто окинет взглядом рынок связи. В компании так же хотят начать производство собственного контента.
Слияние телевещания и Интернета намечено и в проектах цифровых мультиплексов. "Речь идет не только о распространении телевизионных каналов, но и о предоставлении населению доступа к Интернету и услугам электронного правительства. К примеру, преимуществом стандарта DVBT-2 является повышенная скорость передачи данных, которая позволяет осуществлять трансляцию большего числа телевизионных каналов и организовать прямой канал, обеспечивающий доступ к таким сервисам, как электронная почта и рассылки, электронное правительство, оповещение о внештатных ситуациях и т.д., - объяснил советник президента Национальной ассоциации телевещания (НАТ) Владимир Лившиц. - Цифровой дивиденд должен дать возможность размещать больше каналов в цифровых мультиплексах, развивать телевидение высокой четкости, а потом и сверхвысокой четкости. Мы должны работать над созданием подлинного, а не псевдоинтерактивного вещания, которое потребует обратных каналов связи и позволит цифровому телевидению предоставлять, а может даже и опережать, те возможности, которые предлагает Интернет".
ДАРЬЯ ЛЮТЦАУ