Участники дискуссии говорили о том, как новые экономические условия изменили телекоммуникационный рынок России, какие возможности оказались закрыты для компаний отрасли, а какие появились.
По словам Светланы Шамзон, несмотря на исторически высокую устойчивость телеком отрасли перед лицом экономической нестабильности, определенные изменения в кризис в ней происходят всегда: «После кризиса 2008-2009 годов многие компании осознали необходимость диверсификации бизнеса, в частности ТТК вышел в розничный сегмент, и это решение доказало свою эффективность и своевременность. Сейчас, в условиях дефицита ликвидности, мы наблюдаем пересмотр крупными компаниями подхода к партнерским проектам, таким как совместное строительство и использование инфраструктуры, создание ко-брендовых услуг и сервисов».
«Кроме того, на фоне оптимизации затрат на связь со стороны корпоративных клиентов наблюдается рост активности частных пользователей, для которых домашний интернет в условиях кризиса становится дополнительным рабочим инструментом, и это сигнал для операторов уделять им больше внимания. В кризис работа по удержанию абонентов и повышению их лояльности становится особенно актуальной, это фактор сохранения и даже роста выручки. Стоимость удержания одного абонента обходится оператору в три-пять раз дешевле, чем подключение нового», – сказала Светлана Шамзон.
Рассуждая о том, станет ли кризис катализатором новой волны консолидации рынка, особенно в регионах, Светлана Шамзон отметила, что на российском рынке ШПД сегодня есть место для 5-10 операторов. «Россия – большая страна с очень разнородной географией, значительные территории до сих пор не охвачены современными услугами связи. В небольших городах проникновение ШПД не превышает 50%, и значит в них есть потенциал для развития инфраструктуры и выхода новых игроков».