"Связьинвест" намерен создать новую региональную компанию, в которую войдет 100-процентная "дочка" "Центртелекома" (госхолдингу принадлежит 50,69% голосующих акций) ОАО "Российская телекоммуникационная сеть" (РТС, "Роснет"), а также дочерние компании "Ростелекома" (у "Связьинвеста" 51% акций) — "Зебра Телеком" и ЗАО "Московский центр новых технологий телекоммуникаций" (МЦ НТТ) плюс "дочка" "Центрального телеграфа" — ЗАО "Центел", рассказал "Ъ" источник, знакомый с ходом реорганизации холдинга. Рабочее название проекта — "МРК Москва". Цель — прекратить конкуренцию между "дочками" "Связьинвеста" в столице, а также создать платформу, для дальнейших приобретений мелких игроков.
Контрольный пакет в новой компании получит "Центртелеком". Это подтверждает источник, близкий к совету директоров "Связьинвеста". Он напоминает, что ранее рассматривался вариант присоединения "Центрального телеграфа" к "Центртелекому", однако сейчас этот сценарий признан неактуальным, так как он затормозит глобальную реорганизацию "Связьинвеста". "Формирование новой компании начнется до конца года, и на первом этапе на рынке физических лиц будет использоваться бренд Qwerty, под которым сейчас "Центральный телеграф" оказывает услуги ШПД",— говорит собеседник "Ъ" и добавляет, что недостающая инфраструктура будет арендоваться у "Ростелекома и "Центрального телеграфа". Первый заместитель генерального директора "Связьинвеста" Александр Провоторов не подтвердил и не опроверг создание нового подразделения в Москве.
По итогам первого полугодия, EBITDA "Центртелекома" составила 8,7 млрд руб., общий долг — 25,1 млрд. руб. " При таком финансовом положении компания сможет в случае необходимости привлечь средства на приобретение объединяемых активов",— говорит один из инвестбанкиров, попросивший не называть его имя. По очень грубой оценке, стоимость объединяемых активов не превышает $50 млн". Новая стратегия "Связьинвеста" подразумевает объединение всех семи МРК госхолдинга на базе "Ростелекома". По какой схеме новая компания будет интегрироваться с остальными активами "Связьинвеста", еще не решено, поясняют собеседники "Ъ".
РТС оказывает услуги местной и внутризоновой связи, услуги телематики, а также по присоединению и пропуску трафика, ШПД, сдает в аренду каналы связи.
"Центральный телеграф" в апреле, по данным iKS- Consulting на июнь, обслуживал 155 тыс., или 6% физических лиц—абонентов ШПД (бренд Qwerty) в Москве и области.
"Зебра Телеком" работает на корпоративном, потребительском и межоператорских рынках в восьми регионах РФ. Предоставляет услуги МГ/МН-связи, ШПД, услуги по аренде выделенных каналов, пропуску трафика и др.
МЦ НТТ — оператор цифровой фиксированной связи Московского региона, работает на корпоративном рынке. Оказывает услуги по обслуживанию вызовов: маркетинговые исследования, опросы потребителей, реклама и прочие.
Возглавить новую компанию предложено бывшему гендиректору МГТС (в 2005-2008 годах) Алексею Гольцову. "Официального предложения мне еще не поступало, но менеджмент "Связьинвеста" обсуждал со мной этот вопрос",— подтвердил вчера "Ъ" господин Гольцов. Это кадровое решение примечательно тем, что в ходе обмена телекоммуникационными активами между государством и АФК "Система" "Связьинвест" отдает корпорации 23,3% МГТС, которая в итоге получит 95% голосующих акций. Таким образом "Связьинвест" превращается в конкурента АФК. Алексей Гольцов работал в МГТС 1987 года.
Решение "проблемы Москвы", когда компании холдинга ("Ростелеком", "Центртелеком", "Центральный телеграф") конкурируют между собой, не оказывая всего спектра востребованных услуг в столице, считается одной из ключевых задач реорганизации "Связьинвеста". "На московском рынке для холдинга интересен корпоративный сегмент, так как рынок частных пользователей уже поделен, поэтому устранение конкуренции между "дочками" и "внучками" — правильный шаг",— говорит глава сектора телекоммуникаций, медиа и IT в инвестиционно-банковском управлении Deutsche Bank Владислав Рябюк.
Объем телекоммуникационного рынка Москвы (не включая мобильную связь) составляет $4,6 млрд. Из них доля "Связьинвеста" в корпоративном сегменте 9% ($280 млн), в традиционном сегменте — 12% ($100 млн), ШПД — около 5% ($29 млн). Для сравнения: по данным Advanced Communications & Media Consulting, по итогам первого квартала этого года "Комстар" контролировал 30% рынка ШПД, по 21% было у "Акадо" и "Вымпелкома", NetByNet контролировал 8% рынка.
Инна Ъ-Ерохина