4-5 лет назад «МегаФон» в Петербурге переманил к себе немало абонентов только благодаря тому, что у оператора был доступ к триаксиальному кабелю, проведенному в перегонах метрополитена и излучающему радиоволны. Интернет был не слишком быстрый и надежный, однако остальные операторы не имели и этого. В 2015 году дело даже дошло до судебных разбирательств о нарушении антимонопольного законодательства. Впрочем, указанных нарушений комиссия УФАС так и не нашла. А на горизонте замаячили маячки... вернее, проект «Максима Телеком» по оснащению вагонов Wi-Fi маячками, который значительно снизил бы степень интереса мобильных операторов к тоннелям метро.
Действительно, «МаксимаТелеком» запустила высокоскоростную сеть Wi-Fi в подвижном составе метрополитена еще в 2013 году (в 2015 появилась премиум-услуга по отключению рекламы), и в 2017 году спустилась с аналогичным решением в петербургскую подземку. Руководствуясь при этом вовсе не гуманистическими, а меркантильными мотивами.
Да, если вы до сих пор думаете, что Wi-Fi в метро – это некий социально-ориентированный проект (как, например, Wi-Fi в петербургских парках и других общественных местах), поспешим разочаровать. За возможность посёрфиться в сети – вместо чтения книги или обдумывания предстоящей на сегодня бизнес-повестки – горожанам придется расплатиться просмотром нескольких рекламных роликов. Желающим избавиться от спама – на выбор целая сетка тарифов, самый стандартный для Петербурга – 159 рублей в месяц. На минуточку, это половина от среднего пакетного тарифа.
Теперь представим себе типичного пассажира в метро. Практически никто не ездит по одной линии от конечной до конечной, основная масса пользуется пересадочными станциями. Среднее время одной условной интернет-сессии – 15-20 минут. За это время пассажир должен занять удобное место в вагоне, законнектиться в сети, просмотреть рекламу и подготовиться к выходу. Если повезет, останется 5-6 минут на то, чтобы найти в Интернете то, зачем пассажир туда обратился, – и это если еще сессия не слетит, тогда придется всё начинать заново. Готовы ли вы платить за это? Вот и мы не знаем.
К сожалению, «Максима Телеком» превратила социально важную инициативу в очень нишевой коммерческий продукт.
А как же социальная ответственность? Единственным оператором связи, который на сегодняшний день занялся проблемой удобства граждан, оказался Билайн. Для новых абонентов Петербурга и Ленинградской области компания запустила акцию, по условиям которой они, подключившись к тарифам Билайн, будут пользоваться Wi-Fi в петербургском метрополитене без рекламы.
Правда, акция действует только в течение шести месяцев, однако, насколько стало известно SPbIT.ru, в компании не исключают возможности ее продления. Всё зависит от результатов этого проекта.
На днях на официальном сайте «Тинькофф Мобайл» был опубликован релиз, также касающийся Wi-Fi в метро без рекламы. Правда, на предложение Билайна данная активность совсем не похожа. В релизе сказано следующее: «Тинькофф Мобайл в рамках партнерства с оператором публичных сетей «МаксимаТелеком» запустил в своем мобильном приложении сервис подключения Wi-Fi в метро без рекламы. Абонентам Тинькофф Мобайла доступен тариф «Как дома» в метро Москвы за 229 рублей в месяц и в метро Санкт-Петербурга за 159 рублей».
Смущает в данном контексте слово «тариф». Как правило, тариф – это сводный набор услуг и сервисов, за который взимается единая абонентская плата. Если мы говорим о дополнительной услуге, накладывающейся поверх основного тарифа, то это – тарифная опция. В случае с «Тинькофф Мобайл» даже искушенному абоненту потребовался «звонок другу»: мы уточнили подробности в колл-центре оператора. Действительно, речь идет всего лишь об услуге, а вернее, о подписке в приложении «Тинькофф Мобайл», которая дает возможность пользователю оплачивать тариф «Максима Телеком» «Как дома» – абсолютно по той же стоимости, но другим способом. К сожалению, ни о каком социально-ориентированном решении здесь речи не идет. Вы просто сможете более легко расстаться с деньгами.
Заметим, что на сайте «Тинькофф Мобайл» не первый раз появляется информация, которая, будучи поверхностно интерпретированной, может ввести абонентов в заблуждение. Например, на заглавной странице сайта оператора говорится о том, что его абоненты смогут бесплатно пользоваться такими сервисами, как Яндекс.Музыка, Okko и Boom. Однако в спецификации к тарифу эти и подобные вещи относятся к «Партнерским услугам» и стоят дополнительно от 169 рублей в месяц. Единственное, что предлагает оператор, - бесплатные тестовые периоды своих сервисов: например, кино и музыки - в течение 30 дней после подключения.
Ожидание и реальность
В последнее время операторы связи меньше стали практиковать умышленное подключение платных контентных услуг или перевод бесплатных услуг на платные без уведомления абонента. Вернее, люди научились с этим бороться, и после обращения в службу поддержки оператора списанные средства, как правило, возвращают. К сожалению, на смену этому пришли «персонализированные» тарифы, которые строятся таким образом, что абоненту очень трудно понять, сколько он заплатит в итоге и будет ли данный тариф выгоднее какого-то еще. В новый год – с новыми проблемами?..