На рост повлияли три фактора - развитие онлайн-платежей, рост индустрии развлекательных и бизнес-мероприятий, а также стремление пользователей к комфортному шопингу. По данным исследования PayU и Data Insight, билеты на различные события покупают 17% пользователей онлайн-платежей в России. При этом трое из пяти покупателей готовы доплачивать до 10% за возможность покупки из дома и в удобное время.
Первый вопрос, которым задается потенциальный покупатель билета на концерт, конференцию или семинар, - где и как его приобрести? Здесь российский рынок предлагает три варианта - офлайн-кассы, билетные онлайн-агрегаторы и покупка на сайте организатора, использующего собственное решение или тикетинговые сервисы. Несмотря на явные неудобства - необходимость ехать за билетом, стоять в очереди и полагаться на кассира в подборе места, - офлайн-кассы все еще сохраняют популярность даже среди тех, кто информацию о мероприятиях ищет в Сети. Главные козыри офлайн-продавцов - это доверие потребителей, покупающих билеты в кассах, а также разрыв во времени между поступлением билетов на популярные мероприятия в точки продаж и на онлайн-ресурсы.
К счастью для покупателей, все больше организаторов - в частности, устраивающих выступления зарубежных знаменитостей - начинают продажи билетов онлайн и офлайн одновременно, а то и вовсе целиком доверяются "интернет-трейдерам". Однако очевидно, что рынок меняется в пользу онлайна. Среднее число проданных электронных билетов от общего количества выросло до 12,4% в 2013 году, в то время как в 2012 году показатель составлял лишь 4,3%, свидетельствуют данные сервиса TicketForEvent. В 2014 году, по прогнозам Nielsen, доля онлайн-продаж билетов вырастет до 39%.
Крупнейшими игроками на рынке электронных билетов в России являются онлайн-агрегаторы - например, Concert.ru или Kontramarka.ru. Некоторые из них работают уже около десяти лет и за это время успели обзавестись лояльной аудиторией. В их пользу играет фактор спонтанного выбора, когда потенциальный покупатель заходит на сайт не за конкретным билетом, а в поисках каких-то интересных событий. По данным нашего исследования, около 46% посетителей ходят на b2c-мероприятия от случая к случаю, и их решение диктуется эмоциями. Однако развлечения - концерты и театральные постановки - зачастую остаются главной и единственной специализацией агрегаторов. В то же время одна из явных тенденций рынка проявляется в большем внимании к b2b-игрокам - организаторам бизнес-конференций, деловых выставок и обучающих семинаров. К походу на такие мероприятия пользователи редко подходят спонтанно, а скорее ищут конкретное событие с определенными организаторами и участниками. Все чаще к онлайн-каналу обращаются начинающие музыканты, художники, авторы узкоспециализированных тренингов, которые могут "потеряться" в ассортименте агрегаторов.
В ответ на меняющиеся потребности организаторов мероприятий стали активно развиваться специализированные онлайн-сервисы для автоматизации продажи билетов. С их помощью компании продают билеты самостоятельно - на собственном или партнерском сайте, интернет-странице мероприятия или группе в соцсетях. В результате организатор работает с аудиторией напрямую и формирует лояльность к собственному бренду, а не сайту-посреднику. Это актуально не только для b2b-сегмента - на сайте-агрегаторе пользователь может отвлечься на другой онцерт или матч, проходящий в то же время, тогда как продажа через свои ресурсы обеспечит более прямой путь к покупке билета.
Среди b2c-мероприятий российские и русскоязычные пользователи отдают предпочтения психологическим курсам и деловым событиям. Однако наибольший всплеск интереса за последний год зафиксирован к мероприятиям, позволяющим развить личную эффективность, приобщиться к культуре и искусству, а также уделить внимание моде, стилю и красоте. Примерно 45% опрошенных стали чаще ходить на мероприятия, а у каждого четвертого посещение тренингов и семинаров уже вошло в привычку - они не упускали возможности посетить такие события более пяти раз в год.
Более половины респондентов тщательно планируют походы на мероприятия для саморазвития, а около 30% специально откладывают на них деньги. Узнают об интересных событиях россияне в основном из e-mail рассылок, обсуждений на профильных форумах и рекламы в Интернете. Главными факторами выбора посетители в России считают тему доклада и имя докладчика. Примечательно, что стоимость участия названа фактором средней важности, хотя самыми популярными признаны мероприятия с ценой билета до 3 тысяч рублей (51%).
Наиболее активно b2c-мероприятия посещают россияне в возрасте от 26 до 35 лет. Доминирующее большинство посетителей - специалисты, хотя также велика доля руководителей, менеджеров и предпринимателей. Типовой доход среди посетителей - от 30 до 50 тыс. руб., более 100 тыс. руб. зарабатывали лишь 5% опрошенных женщин и 10% мужчин.
В сумме онлайн-продавцы билетов заработали за 2013 год около 615 млн долл., причем продажи билетов через специализированные интернет-сервисы росли активнее всего - на 117%, показало исследование TimePad. Мы ожидаем, что эта тенденция продолжится, и в ближайшие 2-3 года электронные билеты займут до половины рынка. В пользу рынка говорит рост популярности онлайн-платежей за билеты - свыше 95% билетов на мероприятия уже оплачиваются в Сети с помощью карт, на b2c-мероприятия этот показатель составляет около 20%, и эти цифры растут.
Александр Кулебякин