В Минпромторге пояснили, что операционная система разрабатывается в рамках научно-исследовательской работы без привязки к конкретному самолету. При этом ГосНИИАС нацелен на ее применение в составе нового российского пассажирского самолета МС-21. К разработке привлечены соисполнители, основной из них — Институт системного программирования РАН.
— Сейчас на гражданских самолетах используется ряд зарубежных операционных систем реального времени (ОСРВ), например: MACS2, LynxOS-178, VxWorks 653, PikeOS. В том числе иностранное программное обеспечение используется на самолетах SuperJet-100, — сообщили в пресс-службе министерства. — Однако имеются очевидные риски их применения предприятиями отечественного приборостроения из-за санкционной политики западных стран, вследствие чего и была начата разработка отечественной ОСРВ.
ОСРВ в отличие от классической ОС создана для обслуживания приложений реального времени, обрабатывающих данные по мере их поступления, без задержек в буфере обмена. По словам собеседника «Известий», участвующего в создании новой системы, она получила рабочее название JetOS.
— Уже существует рабочий прототип ОСРВ, функционирующий на платформах отечественных разработчиков. Сертификационный пакет, удовлетворяющий требованиям авиационных властей России, в соответствии с заключенными контрактами планируется получить в конце 2019 года, — рассказали в пресс-службе Минпромторга.
Ключевые характеристики современных ОСРВ — соответствие актуальной версии стандарта ARINC 653 (регламентирует временное и пространственное разделение ресурсов авиационной ЭВМ в соответствии с принципами интегрированной модульной авионики), сертифицируемость по DO-178C (для применения в гражданской авионике), поддержка работы на многоядерных процессорах и возможность портирования между различными аппаратными платформами.
— Два года ведется работа. Сам код пишется где-то год. Предстоит проделать еще много проектных работ, — пояснил основатель группы компаний DZ Systems (один из подрядчиков проекта JetOS) Дмитрий Завалишин. — По факту ОС уже существует и активно тестируется, но там еще много работы. В гражданской авиации очень высоки требования к качеству кода. Кроме того, требуется создать еще много вещей, которые операционку окружают.
По его словам, при использовании иностранных ОС необходимы лицензионные отчисления их разработчикам.
— Если мы используем западные системы, то теряем компетенции, которые могли бы получить в процессе разработки. Мы ограничены в возможностях модификации, в использовании процессоров и т.д., — отметил Дмитрий Завалишин.
Главный редактор отраслевого издания «Авиапорт» Олег Пантелеев рассказал, что сегодня оборудование для авионики проектируется по новой архитектуре. Чтобы не отстать, нужно идти в ногу со временем.
— Раньше на борту самолета было много различных систем, и у каждой — собственный вычислительный компьютер, — пояснил Олег Пантелеев. — Сейчас будет создаваться центральный вычислитель с высокой степенью резервирования, высокой производительностью и т.д. К вычислителю будут прилагаться разные датчики для определения параметров полета, различные мониторы индикации и т.д. Управлять этим всем будет центральный процессор и ОС, которая будет по общемировым стандартам взаимодействовать с блоками. Тогда появится возможность производить апгрейд оборудования, вынув один стандартный блок, поставив другой и перезалив ПО.
Он отметил, что такой подход позволяет повысить серийность стандартных блоков и увеличить количество вариантов ОС для разных летательных аппаратов.
— Решение становится универсальным, гибким, легко масштабируемым и обновляемым, — отметил Олег Пантелеев. — По сравнению с существующими системами это новое поколение. Нам надо делать шаги в этом направлении, чтобы остаться на рынке. И те, кто не сделает предложения такого класса, перспектив на рынке не имеют.
Корпорация «Иркут» и ГосНИИАС не ответили на запрос «Известий».
Владимир Зыков