Согласно законопроекту, порядок взаимодействия органов уголовно-исполнительной системы с операторами связи и сроки принятия решений о блокировке мобильных номеров установит Правительство. "Предложенные поправки помогут пресечь не только совершение мошеннических действий с помощью мобильной связи, но и поставку осужденным и подследственным наркотиков и других запрещенных предметов, организацию давления на свидетелей, координирование действий оставшихся на свободе преступников, а также это снизит коррупционную составляющую, которая, как правило, сопровождает нелегальную доставку средств мобильной связи", - убежден соавтор документа, председатель комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев.
Правила внутреннего распорядка запрещают заключенным иметь мобильные телефоны, однако в действительности их в тюрьмах большое количество, сказано в пояснительной записке к законопроекту.
Опрошенные специалисты в области ИБ и телекоме уверены, что ограничение мобильной связи на территории исправительных учреждений изменит рынок найма в подобные мошеннические структуры, но не решит саму проблему. В них станет больше людей, которые не находятся под стражей. "Саму проблему законопроект не решит, а вот регуляторная нагрузка операторов связи повысится", - ожидает старший партнер юридической фирмы "Катков и партнеры" Павел Катков.
В ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн"), Tele2 (принадлежит ПАО "Ростелеком") и "МегаФоне" комментировать тему отказались. В МТС на запрос ComNews не ответили.
"Если принятые поправки будут утверждены, это затруднит работу "тюремных колл-центров", снизит давление мошенников на граждан, - говорит руководитель направления аналитики компании InfoWatch Андрей Арсентьев. - Однако принятые меры будут эффективны, если только в центрах не будет коррупции". Чтобы обойти закон, для заключенных могут наладить регулярные поставки SIM-карт "с воли".
Масштаб проблемы изменился еще в период рассмотрения закона в первом чтении, уверен генеральный директор компании "Доктор Веб" Борис Шаров. "Уже тогда все стали отмечать, что мошеннические звонки якобы от сотрудников банка осуществлялись преимущественно женщинами. Это объяснялось тем, что из СИЗО и мест заключения деятельность мошенников-звонарей переместилась в фактически легальные колл-центры, многие из которых находились на территории соседних государств", - говорит Борис Шаров. По его словам, такая ситуация требует действий правоохранительных органов России и соседних стран, а не реакции законодателей.
По мнению генерального директора Ассоциации операторов телефонной связи (АОТС) Сергея Ефимова, в законопроекте не учли того, что само по себе общение для заключенных важно. Однако, позволять звонить осужденным следует только через средства фиксированной телефонии, рекомендует эксперт.
"Стоило бы дополнить обязанностью ФСИН оборудовать все камеры средствами радиоизоляции и принудительного локального глушения сотовой связи. При наличии возможности контролируемого общения и ограничения неконтролируемых контактов через сотовые телефоны, масштабы беды можно было бы значительно уменьшить. Это позволит тюрьмы исключить из этого процесса, но не само мошенничество", - сказал Сергей Ефимов. С точки зрения техники на российском рынке есть решения в виде излучающих кабелей, которые могли бы совершенно глушить мобильный сигнал в камерах. "Ту же методику можно использовать в школах", - добавил представитель АОТС.
Анастасия Самсонова