О том, что Vimpelcom достигла соглашения с SEC и Минюстом США (бумаги компании торгуются на американской бирже), а также с прокуратурой Нидерландов (в этой стране находится штаб-квартира оператора) об урегулировании претензий в рамках расследования коррупционных платежей в Узбекистане, сказано в сообщении холдинга. Компания должна будет уплатить $795 млн штрафа, таким образом "дочка" Vimpelcom в Узбекистане Unitel признала свою вину перед Минюстом США. "Правонарушение, о котором мы глубоко сожалеем, является неприемлемым. Мы приняли и будем продолжать принимать жесткие меры, чтобы внедрить культуру добросовестности в группе",— приводятся в сообщении слова главного управляющего директора Vimpelcom Жан-Ива Шарлье. Он напомнил, что с момента начала расследования в компании поменялось несколько ключевых сотрудников, в том числе господин Шарлье сменил в должности главы Джо Лундера.
Vimpelcom подозревалась в даче взяток структурам, бенефициаром которых могла быть дочь президента Узбекистана Гульнара Каримова. Аналогичные расследования власти США ведут в отношении российской МТС и шведско-финской TeliaSonera. С 2004 по 2011 год МТС и Vimpelcom могли выплатить более $500 млн Swisdorn, Takilant и Expoline, владельцем которых могла быть госпожа Каримова, говорилось в иске Минюста США с требованием арестовать активы этих компаний, поданном в суд Южного округа Нью-Йорка летом 2015 года. Vimpelcom могла заплатить в общей сложности $133,5 млн коррупционных платежей.
Как отмечалось в иске, "Вымпелком" (на тот момент российская компания) купил узбекскую Buztel в конце 2005 года за $60 млн плюс долг $2,4 млн. На тот момент у Buztel было 2,7 тыс. абонентов (0,3% местного рынка), но компания рассматривалась как "входной билет на рынок Узбекистана", ее покупатель имел преференции при покупке Unitel, обслуживающей 350 тыс. абонентов (31% местного рынка). В январе 2006 года "Вымпелком" выплатил Takilant $19 млн за консультационные услуги. В феврале того же года "Вымпелком" купил Unitel за $200 млн плюс $7,7 млн долга, а уже в июле 2006 года Buztel была объединена с Unitel. Этому предшествовало заседание совета директоров "Вымпелкома", на котором обсуждалось, что по узбекским правилам прямая передача частот между юридическими лицами запрещена, но "Вымпелком" ожидал, что Takilant поможет получить разрешение передать частоты в объединенную компанию, говорилось в иске.
В апреле 2007 года "Вымпелком" продал Takilant 7% Unitel за $20 млн, при этом обязавшись совершить обратный выкуп. Сделка состоялась в сентябре 2009 года, за 7% Unitel "Вымпелком" заплатил $57,5 млн. Как считают следователи, высокая премия была взяткой за помощь владельца Takilant в работе на узбекском рынке. Также в октябре 2007 года, июне 2008-го и сентябре 2011-го "Вымпелком" заключал с Takilant соглашения на общую сумму $57 млн, которые могли быть платой за частоты, хотя по узбекскому законодательству такой ресурс выделялся бесплатно.
В МТС вчера заявили, что расследование в отношении компании продолжается. "Иск направлен на отдельные активы неназванного представителя узбекских властей. В иске содержится заявление о том, что МТС якобы совершала коррупционные платежи для получения доступа на телекоммуникационный рынок Узбекистана. Иск направлен исключительно на активы, принадлежащие этому неназванному представителю узбекских властей и не затрагивает ни одного из активов МТС",— настаивает представитель МТС Дмитрий Солодовников. В TeliaSonera не ответили на запрос "Ъ".
Как ранее объясняли "Ъ" юристы, если Vimpelcom будет сотрудничать со следствием, компания может рассчитывать на мировое соглашение и оборотный штраф. При этом Vimpelcom зарезервировала в отчетности за третий квартал 2015 года под эти цели $900 млн. Впрочем, не исключено, что компании придется заплатить больше указанного в сообщении штрафа. Vimpelcom является ответчиком по нескольким коллективным искам от юридических фирм США. Управляющий партнер "KK&P / Кульков, Колотилов и партнеры" Максим Кульков считает, что признание вины "дочкой" Vimpelcom несет риски для компании. "Это не будет преюдициальным (не требующим доказательства.— "Ъ") фактом. Однако само по себе признание будет серьезным доказательством наличия вины",— рассуждает господин Кульков.
Анна Балашова