Так, к числу главных были отнесены риски, возникающие по следующим направлениям: действия регуляторов, судебные издержки, особые условия ведения бизнеса в стране, технологические вызовы и кибербезопасность, организационные вопросы. Отмечается, что риски по любому из направлений оказывают серьезное влияние на развитие бизнеса компаний и достижение ими высоких финансовых результатов.
Особые трудности для операторов платежных систем вызывает то, что в каждой стране их присутствия действуют собственные, порой очень отличные друг от друга, законодательные нормы, а также правила ведения бизнеса. Финансовым системам приходится подстраивать свои технологические решения под местные законы. Среди них, прежде всего, называются законы, связанные с борьбой с отмыванием денег, коррупцией, различные законодательные акты, касающиеся конкуренции, услуг по переводу денег, конфиденциальности, а также постановления о санкциях.
За 2021 год усилились ограничения, связанные с коронавирусом, отмечается в отчете Visa. Но кроме них произошли изменения, связанные с ростом конкуренции, усилением надзора на различных рынках, в том числе со стороны технологических компаний. Эти факторы оказывают серьезное влияние на финансовые результаты платежных систем.
Особое внимание обращают на себя обязательства и ограничения, которые устанавливаются правительством в отношении международных платежных систем. Они могут напрямую мешать конкурировать с поставщиками услуг в определенных странах, в числе примеров называют Россию, Украину, Индию и Великобританию.
Кроме того, в таких странах, как Россия, Китай, Индия, Индонезия, Тайланд и Вьетнам, платежные системы сталкиваются с фактическим запретом на законодательном уровне со стороны государства на обработку внутренних транзакций. Как сообщает Visa, эти операции перекладываются на локального провайдера. Например, в России к его роли выступает Национальная система платежных карт (НСПК), контроль за деятельностью которой осуществляет Центральный банк РФ. Она постепенно становится единственной организацией, которой разрешено осуществлять обработку транзакций внутри России.
Кроме того, платежным системам приходится учитывать в своей работе действие программ экономических и торговых санкций. Контроль за их соблюдением находится в ведении Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) в США. В условиях санкций платежные системы не могут получить разрешений на работу с финансовыми учреждениями, которые зарегистрированы в странах или территориях, которые подпадают под торговые санкции OFAC. В настоящее время к их числу относятся Куба, Иран, Северная Корея, Сирия и Крым. Строгие запреты наложены также на поддержку финансовых операций со стороны граждан, которые были заблокированы со стороны OFAC. Для этих физлиц нельзя выпускать платежные карты, также они не могут быть среди участников транзакций.
В случае, если используемые платежными системами средства контроля не работают или установлено, что наложенные требования не соблюдаются со стороны платежных систем, то на них могут быть наложены денежные штрафы, они могут быть подвергнуты гражданским и уголовным санкциям, судебным разбирательствам, расследованиям. Это может нанести серьезный ущерб глобальным брендам и репутации.
В материалах Visa указано, что центральные банки некоторых стран, в число которых попали Австралия, Аргентина, Бразилия, Канада и Россия, ведут разработку собственных национальных платежных сетей и обеспечивают наращивание их функционального потенциала. Говоря о России, упоминается разработка системы быстрых платежей (СБП). Она мешает развивать бизнес международных платежных систем в России и существенно снижает их доходы на своей территории.
Среди других угроз называют также протекционизм регулятора и выход новых игроков на платежный рынок. Они постепенно сужают долю для получения дохода на российском рынке для Visa/MC. Эти опасения разделяют эксперты.
Если взять для примера обнародованные планы развития Национальной системы платежных карт «Мир» (НСПК), то по объему операций ее доля на российском рынке в 2024 году должна составлять уже 30%.
Высокие показатели роста демонстрирует также российская система быстрых платежей (СБП). По данным на декабрь 2020 года, суммарное количество месячных платежей, которые проходили через эту систему, составляло около 30 млн, а их общая сумма – 200 млрд руб. Годом спустя, эти показатели на декабрь 2021 года возросли уже до 130 млн платежей и почти до 800 млрд рублей, соответственно.
Но эксперты отмечают, что до сих пор рост российских систем НСПК и СБП происходил в основном за счет активного вовлечения граждан, которые ранее пользовались в основном наличными. Этот сегмент рынка считается ограниченным, и в течение ближайших трех-пяти лет ресурсы для роста будут исчерпаны. Если к этому времени российские платежные системы не создадут других центров роста для своих доходов, то динамика их бизнеса может замедлиться.
Кроме того, как сообщает «Ъ», ссылаясь на слова главы правления ассоциации «Финансовые инновации» Романа Прохорова, международные платежные системы могут столкнуться с проблемой, связанной с санкционным отключением карт Visa и MasterCard. Эти риски абсолютно реалистичны, считает Прохоров: с учетом текущей международной ситуации они могут реализоваться не на среднесрочном горизонте, а уже в текущем году. Санкционное отключение карт МПС – уже апробированный в отношении России сценарий.
Основные итоги работы платежной системы Visa за 2021 год. Источник: Visa
Однако, возвращаясь к финансовым результатам международных платежных систем, финансовая стабильность этих компании остается более чем устойчивой. Согласно отчету Visa, ее чистый доход за 2021 год вырос на 10% до уровня $24,1 млрд. Объем совершенных транзакций вырос на 17% за тот же период и достиг уровня 164,7 млрд. Суммарный объем совершенных покупок, проведенных через платформу Visa в 2021 году составил $10,4 трл или на 18% больше, чем годом раньше.
Об аналогичных результатах сообщила и компания MasterCard в интервью «Ъ»: у оператора амбициозные планы, и конкуренция только способствует его развитию и росту.