Воронка продаж — это «путешествие» потенциального покупателя: от первого знакомства с вашим продуктом до выполнения определённого действия (покупки, заказа услуги, подписки на блог и т.д.). Концепцию сформулировал Элайас Сент-Эльмо Льюис более 100 лет назад, но она не потеряла актуальности и сегодня.
Зачем бизнесу воронка продаж? Любой компании необходимо понимать, как именно клиент принимает решение о покупке товара или услуги, что мешает ему или, наоборот, мотивирует на совершение желаемого действия. Зная это, можно контролировать поведение клиента, стимулировать его интерес и ненавязчиво побуждать к приобретению продукта.
Вот как выглядят основные этапы воронки продаж:
Предполагается, что покупатели спускаются по воронке линейно. Но бывает, что они возвращаются на ранние этапы, теряют интерес к продукту компании, забывают оплатить его или не имеют для этого возможности.
Таким образом, концепция воронки помогает увидеть, на какой стадии продаж возникли проблемы, вовремя исправить их и выстроить правильную коммуникацию с клиентом.
Разберём классический путь покупателя подробнее.
1. Внимание.
На самом первом этапе люди осознают, что им интересен определённый продукт. Например, семья собирается на отдых за границу и ищет, где остановиться. Продуктом выступает место жительства. Семья исследует информацию об отелях и апартаментах, соотносит цену за одну ночь со своим бюджетом, оценивает близость к достопримечательностям и другие параметры.
Допустим, вы сдаёте апартаменты в небольшой удалённости от центра города, в котором семья планирует остановиться. На этой стадии воронки продаж важно рассказать клиенту о своём продукте и удержать его внимание.
2. Интерес.
Итак, вы убедили клиента, что апартаменты — это то, что ему нужно. На втором этапе он начинает изучать информацию о вас более тщательно: сравнивает ваше предложение с другими, сопоставляет ключевые для него характеристики, оценивает ваши преимущества и недостатки. Если его всё устраивает, он переходит к третьему этапу.
3. Желание.
Клиент захотел приобрести ваш продукт. Ему понравился район, в котором располагаются апартаменты, количество комнат, техническая оснащённость помещений, а также стоимость, которая ниже, чем у ваших конкурентов.
На третьей стадии продаж важно не потерять клиента. Даже если он остановил выбор на вашем продукте, он может передумать из-за отзывов в интернете, невозможности связаться с вами или необходимости оплачивать всю стоимость проживания до заезда в апартаменты.
4. Действие.
Семья всё-таки позвонила вам и обсудила детали. А затем превратилась из потенциального клиента в покупателя. Если им понравится в ваших апартаментах, они вернутся снова и посоветуют вас друзьям.
Создать эффективную воронку продаж можно за семь шагов. Среди них должен обязательно присутствовать анализ каждого из этапов. Не все заинтересованные в продукте станут его покупать, поэтому бизнесу важно выяснить, на какой стадии отсеиваются клиенты и почему.
Вот какую воронку продаж можно построить в B2B:
● сделать холодный звонок;
● презентовать продукт по почте;
● сделать коммерческое предложение;
● подписать договор;
● получить оплату по счёту;
● отгрузить товар;
● замотивировать клиента на ещё один заказ (к примеру, через дополнительные услуги).
Каждый бизнес адаптирует воронку под свои особенности. При этом у всех встречаются одинаковые ошибки:
Нужно понимать, что отказы будут в любом случае. Лучше работать с простой моделью, а в процессе дорабатывать её после получения обратной связи.
Следует оставлять только те действия, которые имеют смысл для вашего бизнеса. Если этапов будет много, это усложнит их анализ.
Идеальный клиент движется только вперед: от знакомства с товаром до его приобретения. Поэтому и в вашей модели не должно быть возврата на прошлые этапы. А если клиент долго находится на какой-либо стадии и не идёт дальше, это сигнал — схему надо доработать.
Что можно сделать, чтобы решить проблему с воронкой продаж:
✔ сократить количество этапов, что упростит процесс покупки;
✔ проанализировать удобство сайта или приложения, на котором оформляются заказы;
✔ разделить аудиторию, чтобы мотивировать каждый сегмент специальным предложением.
Чтобы лучше узнать своих клиентов, визуализируйте их путь с помощью воронки продаж. Этот аналитический инструмент позволит ненавязчиво управлять их поведением и целенаправленно вести к приобретению вашего продукта.