В конце 2009 г. Национальная ассамблея спутниковой связи (НАСС) обратилась в ГКРЧ с предложениями по использованию спутниковых станций типа VSAT на подвижных объектах (автомобиле, поезде, морских судах) (см. новость ComNews от 27 ноября 2009 г.). Сейчас частное решение ГКРЧ есть только у "РуСата" и только для организации связи на борту самолета.
"Использование земных станций VSAT на подвижных объектах в Ku-диапазоне радиочастот предусмотрено регламентом радиосвязи на вторичной основе по отношению к действующим службам, - говорит начальник отдела общественных связей департамента информации и общественных связей Минкомсвязи Юлия Витковская. - Поскольку НАСС не представила предложения по совместимости средств подвижной спутниковой связи с РЭС военного и специального назначения, эти условия совместимости сейчас разрабатываются, после чего ГКРЧ рассмотрит этот вопрос на заседании".
"В феврале 2010 г. ГКРЧ разрешила использовать частоты диапазона 1800 МГц для сотовой связи на борту самолетов (см. новость ComNews от 24 февраля 2010 г.), но решение о том, как нормативно регулировать линию "Земля-борт-Земля", осталось вне поля зрения, - рассказал репортеру ComNews заместитель гендиректора ЗАО "Висат-Тел" Валентин Анпилогов. – На этот год в планах по конверсии этого вопроса нет. Соответственно, и решение вряд ли появится в ближайшее время".
Генеральный директор спутникового оператора "РуСат" Сергей Алымов соглашается, что обобщенное решение по вопросу работы VSAT на подвижных объектах вряд ли будет принято в ближайшее время. "Само министерство этим заниматься не будет. Операторы должны объединиться, заказать НИР", - считает он. По его словам, в 2003 г., когда "РуСат" заказывал исследование для получения частного решения ГКРЧ по упрощенной регистрации VSAT-сетей, работающих на иностранных бортах, это обошлось компании в несколько миллионов рублей. "Вопрос же по организации VSAT на подвижных объектах более сложный и требует серьезного изучения, - продолжает Сергей Алымов. – Фактически надо проработать сценарий для всех спутников, чтобы сигнал VSAT не создавал помех другим сетям".
"РуСат" уже получил частное решение ГКРЧ для организации связи на бортах самолетов и намерен продолжать работу в этом направлении. "Если понадобится НИР, будем искать альянсы с другими операторами, чтобы его оплатить, - отметил Сергей Алымов. – Вообще рынок VSAT-сетей на подвижных объектах узкий. Скорее всего, там будет достаточно трех-четырех операторов".
Светлана Серова