Компания «Яндекс» ведет переговоры с ФГБУ «Гидрометцентр России» о предоставлении данных, которые позволят создать сервис прогноза погоды в конкретном районе города. Информацию о переговорах подтвердили представители обеих сторон.
— «Яндекс» ведет переговоры, чтобы получить доступ к массивам данных наблюдений за погодой на территории России, в том числе с метеорологических радиолокаторов и метеостанций, — рассказали в пресс-службе корпорации. — Эта информация позволила бы интернет-компаниям создать мобильные приложения, которые позволят отслеживать появление осадков с точностью до квартала или улицы. Надеемся, что постепенно нам удастся достичь взаимопонимания. Сейчас мы обсуждаем формат раскрытия данных и технические детали.
В «Яндексе» рассказали, что до сих пор российские метеорологи подобную информацию никому не раскрывали.
Замдиректора Гидрометцентра Дмитрий Киптев сообщил, что их организация сейчас не располагает всеми данными, которые позволят «Яндексу» предсказывать погоду с высокой точностью. По словам Киптева, в России около 2 тыс. метеостанций. Например, в Москве и области их порядка 20 станций. Сейчас они собирают данные раз в три часа.
Замдиректора Гидрометцентра отметил, что при таком мониторинге получить высокую точность предсказания погоды на ближайшие часы крайне сложно. Есть планы проводить мониторинг раз в 10 минут, но для этого потребуется дополнительное финансирование. Сейчас Гидрометцентр получает как бюджетное финансирование, так и частное. Государство не может покрыть все потребности службы. Поэтому предоставлять все данные бесплатно невозможно.
Данные, которые запрашивает «Яндекс», предполагают отслеживание зон активных осадков, грозовой активности, шквалистых ветров, интенсивность осадков. При получении этих данных, по словам Киптева, можно будет разработать математическую модель которая позволит предсказывать погоду на два часа вперед для зоны размером 1 км. Это будет возможно только в случае, если мониторинг будет проводиться раз в 10 минут.
В России детальные предсказания погоды применялись во время Олимпийских игр в Сочи. Тогда в этом регионе было установлено порядка 40 станций. Над прогнозированием погоды работало 8 компаний из разных стран. Эти данные были нужны, чтобы знать, какая погода будет на конкретном объекте в течение ближайших двух часов. После завершения Игр, по словам Киптева, часть станций были закрыты, так как они работали на частные деньги.
По мнению основателя статистическою сервиса liveinternet Германа Клименко, «Яндекс» сейчас берется за создание сервиса для широкой аудитории. На рынке погоды сейчас есть крупный игрок — Gismeteo. Посещаемость этого сервиса очень велика — примерно 3–4 млн в сутки. Дав более точные погодные данные, «Яндекс» может побороться за эту аудиторию.
По словам аналитика ИК «Финам» Леонида Делицына, «Яндекс» может построить математическую модель предсказания погоды — у этой компании самый большой в России парк вычислительных мощностей. И она может задействовать его в полной мере, работая над данным проектом. Что касается монетизации, то, по мнению Делицына, этот проект может быть как бесплатным — в расчете на повышение лояльности пользователей, так и работающим по рекламной модели. Также можно продавать заинтересованным компаниям прогноз на более длительное время, чем два часа.
Владимир Зыков