Оператор связи Yota тестирует доставку сим-карт с помощью дронов-квадрокоптеров, рассказал журналистам в среду операционный директор ООО «Скартел» (бренд Yota) Владимир Добрынин. Эту информацию подтвердил Олег Понфиленок, генеральный директор компании Copter Express, совместно с которой и запущен проект.
Пока доставка будет осуществляться в так называемых Yotaport, которые установлены в четырех «точках» в Москве: постоянные — павильон Политехнического музея на ВДНХ и район института «Стрелка», а также по очереди в парках «Музеон» и «Сокольники». Радиус доставки от Yotaport — 600 метров. Для потребителей услуга бесплатная.
Дроны будут работать в течение месяца, продление проекта зависит от итогов тестового периода. Если результаты будут положительные, в 2016 году Yota запустит аналогичный проект в нескольких городах России. Стоимость затрат на запуск и коммерческие условия совместного проекта стороны не раскрывают. Как уточнил гендиректор Copter Express Олег Понфиленок, «Скартел» арендует шесть дронов «под ключ». В стоимость партнерского контракта входят и стоимость аренды самих дронов, и оплата услуг людей, которые наблюдают за их полетами, и сотрудников, которые участвуют в промоакции.
По расчетам ООО «Скартел», открытие одной точки для дронов стоит дешевле, нежели запуск одной розничной точки продаж, а сама доставка с помощью дронов обходится дешевле доставки курьером, сообщил Добрынин. Если курьерская доставка по Москве обходится примерно в 500 руб., то доставка дронами — около 400 руб., уверены в компании. В «Скартел» рассчитывают, что итоги эксперимента подтвердят эти пока теоретические расчеты. Оператор планирует, что с помощью летающих устройств ежедневно будет доставляться до 700 сим-карт (в зависимости от погодных условий).
Многим компаниям приходят сейчас подобные футуристические идеи, но пока это скорее PR для привлечения журналистов, считает основатель мессенджеров Qip и 4Talk Сергей Кравцов. «В Москве, как и в других крупных мегаполисах, до сих пор не разрешены полеты вертолетов», — говорит Кравцов, который сам увлекается авиацией. Выработанного законодательства в отношении того, как регулировать полеты подобной техники, нет, да и примеры, чтобы компаниям на постоянной основе удавалось осуществлять подобную доставку, тоже, уверяет Кравцов.
Согласно ст.11 Воздушного кодекса РФ, использование воздушного пространства — деятельность, которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения. По словам Олега Понфиленка из Copter Express, в проекте со «Скартел» компания специально подобрала маршруты полета дронов там, где возможность пролета пилотируемых летательных аппаратов полностью исключена. В частности, по словам Понфиленка, высота полета дронов составляет менее 10 метров, дальность — несколько сотен метров, а весь маршрут полета и окружающее воздушное пространство находятся в зоне контроля оператора, тем самым все полеты в рамках доставки сим-карт являются законными.
Более того, все полеты дронов согласованы с администрациями парков и проходят на значительном удалении от Кремля и других стратегических объектов Москвы, уточняет Понфиленок.
Не первый полет
У Copter Express уже был аналогичный проект в Сыктывкаре совместно с «Додо Пицца»: на мини-вертолетах клиентам доставляли в прошлом году пиццу. По словам Понфиленка, было осуществлено более 100 доставок пиццы, но проект оказался коммерчески неэффективным. «Мы доработали технологию, сделали возможность автономного полета, поэтому теперь считаем, что окажемся коммерчески эффективными», — говорит он.
Идея доставлять товары воздушным путем впервые появилась у американской компании Amazon. CEO компании Джефф Безос еще в 2013 году представил концепцию сервиса Amazon Prime Air, который позволяет в течение 30 минут доставлять небольшие посылки (весом до 2,3 кг), и это самая большая категория заказов (на нее в тот момент приходилось 86% заказов). Однако компания столкнулась с ограничениями со стороны регуляторов: Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) решило, что полеты коммерческих дронов могут угрожать авиационной безопасности, и занялось разработкой правил, которые будут регулировать эту отрасль.
В марте FAA все же разрешило Amazon проводить тестовые полеты, ограничив при этом высоту (не выше 122 м) и скорость (не быстрее, чем 161 км/ч), а также потребовало, чтобы летательный аппарат находился в поле зрения оператора на протяжении всего полета, что существенно сокращает дистанцию, на которую потенциально может быть осуществлена доставка. В ходе слушаний в Конгрессе США 17 июня 2015 года вице-глава FAA Майкл Уитакер пообещал, что правила полетов коммерческих дронов будут готовы в течение года. При этом Amazon уже владеет патентом на технологию доставки дронами, которая в том числе позволит доставлять посылки по месту нахождения заказчика, а не по указанному в заказе адресу, как при стандартных заказах.
Полина Русяева, Алена Сухаревская