При этом участникам торгов не совсем ясны принципы и критерии сокращения операторов. Вопросы и проблемы функционирования операторов электронных площадок обсудили власть и бизнес на "круглом столе" "О правовом регулировании деятельности операторов электронных площадок в рамках проведения закупок по 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц".
Сегодня такие закупки проходят на 127 площадках. В минэкономразвития считают, что это слишком много: такое количество площадок не позволяет обеспечить контроль за соблюдением требований закона. В своем обосновании министерство отмечает отсутствие в законодательстве порядка проведения госкомпаниями электронных закупок. Кроме того, не урегулирован вопрос о количестве электронных площадок и отсутствуют единые требования к их функционированию.
По словам Антона Назаркина, председателя оргкомитета Национального рейтинга прозрачности закупок, количество отобранных минэкономразвития ЭТП всего пять: Сбербанк-АСТ, ЕЭТП, АГЗРТ, РТС-Тендер и ММВБ. За ними следит государство. "По 223-ФЗ организации руководствуются положением о закупке, которое готовят сами. Никто их не заставляет размещаться на этих площадках. Хотя многие добросовестные заказчики проводят на этих ЭТП аукционы в электронной форме. Но большое количество заказчиков по 223-ФЗ пользуются частными коммерческими ЭТП, не отобранными минэкономразвития", - говорит Антон Назаркин. Он считает, что нужно упорядочить этот сегмент рынка и обязать госкомпании проводить процедуры закупок на отобранных минэкономразвития ЭТП.
"Предложения минэкономразвития ограничить число электронных площадок, запрет аффилированности заказчика и оператора, а также обеспечение открытости деятельности операторов могут вызвать большие риски и создать барьеры для них", - комментирует Татьяна Радченко, начальник управления конкурентной политики Аналитического центра при правительстве РФ. Она считает, что отсутствие критериев сокращения числа ЭТП может привести к сокращению конкуренции на рынке предоставления операторских услуг. "Возникает много вопросов, неясно, насколько предлагаемые ограничения и запреты оправданны, особенно если они предназначены только для упрощения контроля. Получается система "контроля государства за государством". В таком случае, может, эффективнее было сократить долю государства в собственности", - предлагает Татьяна Радченко.
Понятно, что министерство идет по следам законодательства о госзакупках. При этом следует учитывать, что госкомпании, которые ведут закупочную деятельность, регулируются иным законодательством. "Подобная мера будет малоэффективной, - считает Андрей Черногоров, генеральный директор Электронной торговой площадки Группы Газпромбанка (ЭТП ГПБ). - Нужно понимать, что речь идет о закупках, которые регулируются в соответствии с Законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". По сути, это госкомпании и госкорпорации, где государство является одним из акционеров. Существуют особые законодательства, которые регулируют деятельность закупок госпредприятий. А тут получается, что государство вмешивается в их хозяйственную деятельность". Он также добавил, что выполнение этой нормы практически нереально, потому что деятельность госкомпании существенно отличается от бизнеса, который регулирует закон о закупках. "Если говорить в целом, что основная миссия любого госоргана или госкомпании - оказание услуг населению. Нужно понимать, что у таких компаний просто другая природа бизнеса. К тому же эта мера неизбежно приведет к ограничению конкуренции на рынке предоставления операторских услуг", - подчеркнул Андрей Черногоров.
Надежда Рыжова, руководитель учебно-методического центра "Сбербанк-АСТ" вспоминает историю и цель создания электронных площадок. По ее словам, первые ЭТП не были корректируемы требованиями никакого закона.
"Площадки создавались операторами, чтобы эффективно осуществлять закупочную деятельность. Для заказчиков ЭТП была создана как инструмент закупок. На ней проводились не только аукционы, но и конкурсы, и запросы котировок", - говорит Надежда Рыжова. Она добавляет, торговые площадки создавались, чтобы оператор мог оперативно реагировать на требования заказчика, а не думать, как поступить в той или иной ситуации, не нарушив закон.
В ходе дискуссии эксперты говорили и о том, что качество услуг участников рынка должно контролироваться и соответствовать общим правилам, однако при этом не нужно создавать искусственные препятствия для продавцов и операторов электронных площадок, так как в бизнесе любая фирма должна иметь возможность выйти на рынок. Именно поэтому к вопросам регулирования нужно относиться крайне осторожно, чтобы не навредить сложившимся положительным практикам.
По словам Антона Емельянова, генерального директора Единой электронной торговой площадки (ЕЭТП), сократив количество электронных площадок, государство сможет контролировать расходы госкомпаний. "С одной стороны, электронная площадка - это удобный инструмент контроля за расходами госкомпаний, а с другой - если число торговых площадок не ограничено, то это может привести к определенным рискам. Норма ограничения должна быть. Тогда на рынке останутся сильные и надежные игроки", - говорит Антон Емельянов.
Он также добавил, что сокращение позволит отсеять "площадки-однодневки", которые сегодня могут регистрироваться. По его словам, орган контроля должен существовать, тогда риск сговора значительно уменьшается. Пока сложно осуществлять контроль за госкомпаниями на предмет соблюдения базовых принципов: прозрачность, конкурентность, информационная безопасность. Но тут уж дело не только в количестве электронных площадок.
Ангелина Жукова